Содержание
Введение
1. История готической архитектуры
2. Строительные приемы
3. Здания и архитектурные комплексы
Заключение
Список литературы
Введение
«Готические соборы могут
служить в качестве настоящего
преобразующего инструмента, поистине
алхимического трансформатора
сознания, ведущего разум и душу к более
полному и пониманию, и ощущению бога…»
Даниэль Готье
Трудно найти подходящие слова, чтобы описать впечатления от готического собора. Они высоки и тянутся к небу бесконечными стрелами башен и башенок, вимпергов, фиалов, заостренных арок. Но больше поражает не столько высота, сколько богатство аспектов, открывающиеся, когда обходишь кругом здания. Действительно, в период готики ведущее значение в архитектуре получают городские соборы – культовые и общественные центры городов. И то же время, в связи с бурным развитием городов, получают развитие и другие типы городских зданий, строительство которых связано с развитием торговли, ремесел и городского управления. Это и ратуши, и здания купеческих гильдий, больницы и дворцы городской знати.
Готика, пламенеющая готика – в этих словах гудит огненная энергия, огонь не камина или крематория, а божественное пламя, божественный свет. Изучение готической архитектуры затягивает, как созерцание витражей шартрского собора. Если даже сейчас, в современном Париже, собор Парижской Богоматери царит над городом, и перед ним меркнет архитектура барокко, ампира, классицизма, то можно представить, как еще более внушительно он выглядел тогда, в том Париже, среди кривых улочек и маленьких двориков по берегам Сены.
В большинстве европейских стран, лежащих к северу от Италии, готический стиль господствовал долго. XV век в северных странах можно считать или позднеготическим или проторенессансным. Большой разницы нет, т.к. Возрождение, при всем своем безусловном новаторстве, было закономерной стадией средневековой культуры, в которую та перерастала органически.
1. История Готической архитектуры
Готический стиль - (франц. gothique, нем. gotisch, итал. gotico от лат. gothi, ср.-лат. gotthus, греч. gothos из др.-верхн.-нем. gaut - исток, часть слова, входящая в название реки Gautelfr, отсюда этноним) - исторический художественный стиль, господствовавший в западноевропейском искусстве в XIII-XV вв. Готами древние римляне называли варварские племена, вторгавшиеся с севера в пределы империи в III-V вв. Термин появился в эпоху Итальянского Возрождения как насмешливое прозвание «варварской», примитивной, уходящей в прошлое средневековой культуры. Вначале (ок. 1476 г.) его применяли к литературе - для обозначения неправильной, искаженной латыни. Средневековую архитектуру тогда называли общим словом «tedesca» (итал. «немецкая»). Есть предположение, что слово «готика» впервые употребил Рафаэль, знаменитый художник эпохи Возрождения, в докладе Папе римскому Льву X (1513-1521) о ходе строительства собора Св. Петра (ок. 1520; см. Ватикан) в качестве синонима «варварской архитектуры», противопоставляя ее «римской».
Дж. Вазари в книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550) писал, что падение Римской империи повлекло за собой период забвения «истинно прекрасного», отмеченный господством «истощенной и устаревшей греческой манеры» (итал. ............