Часть полного текста документа:Грамоте умели вельми. Древняя Русь ... Около тысячи лет протекло с тех времён. Но история помогла воскресить многое из жизни наших далёких предков. Мы знаем о славных походах Святослава Игоревича, о судьбе князя Олега, о тяжелых, кровавых сечах и ратных подвигах древних славян. История сохранила память и о великолепии княжеского двора в Киеве, и о чудо-мастерах, которые умели "ткать" воинскую кольчугу из трёхсот тысяч (!) мелких колечек, и о златоглавых сборах, и о тёмных годах монголо-татарского нашествия, превратившего богатые города в руины и пепелища. История сохранила многое. Но история - ведь это записи, книги, а следовательно, умение читать и писать. А знали ли грамоту тогда наши предки? Много ли книг было в Древней Руси? Это далеко не праздные вопросы. Буржуазная историография скептически оценивала культурный уровень древнерусской народности. "Старую Русь, - замечал академик А. И. Соболевский, - часто обвиняют в том, что она была малограмотна и не любила книги. И совершенно напрасно". Действительно, напрасно. С давних времён книга на Руси была предметом истинного восхищения и уважения. Сохранилось множество свидетельств почитания грамоты и книг у наших далёких предков. Рассказывая о деяниях великого князя Владимира, летописец подчёркивал его любовь к чтению и книге: "Любил словеса книжные". В летописи под 1037 годом говорилось: "Велика бо бывает польза от ученья книжного". Там же записано, что великий князь Ярослав "книги любил, читая их часто ночью и днём. И собирал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество..." В "Изборнике Святослава" 1076 г. приведено такое яркое сравнение: "Красота воину - оружие, кораблю - ветрила (т. е. паруса); тако и праведнику - почитание книжное". Книги тогда не любили и не читали, их ревностно берегли. В монастырях существовал строгий порядок выдачи книг и их возврата в "книгохранительницу", для нарушителей устанавливались наказания. Ведь писались книги на дорогом материале - пергаменте, изготавливаемом из телячьей кожи. Листы пергамента, чтобы они не коробились, прикрывали сверху и снизу досками с застёжками. И плохо приходилось тому, кто небрежно обращался с книгой. Сохранилось даже такое грозное по тем временам наставление: "Если какой-нибудь поп или дьякон, прочитав, не застегивает всех застёжек, то пусть будет проклят!" Ещё до принятия христианства в 988 г. на Руси были люди, знавшие старославянский язык и применявшие кирилловский алфавит для государственных и иных надобностей. В этом убеждают нас и переводы договоров с греками (в особенности договор 944 г.), и найденный при раскопках возле села Гнездово глиняный сосуд с надписью, относящейся к 20-м годам Х в., и другие находки археологов и историков. Однако именно принятие христианства явилось тем историческим моментом, с которого, по существу, и начала распространяться письменность в Древней Руси. Богослужебные книги были переведены с греческого на старославянский язык. Этот родственный, близкий нашим предкам язык (иначе называемый - церковнославянский) сыграл важнейшую роль в развитии речевой культуры, в становлении русского литературного языка. Уже тогда, в Х в., великий князь Владимир Святославович, как бы предвосхищая смелые преобразования Петра I ,сразу после крещения Руси начал забирать детей у "нарочитой чади на ученье книжное". ............ |