Часть полного текста документа:Гражданское образование: подготовка учителей на историческом факультете Н.Ф. Бабурина, Т.Б. Перфилова На сегодняшний день в Ярославле и области не создано эффективно действующей системы подготовки и переподготовки учителей истории и обществоведческих дисциплин для преподавания курса "Гражданское образование". Большинство учителей не готово даже к постановке данной проблемы в связи с отсутствием концепции и учебно-методического комплекса по гражданскому образованию. Многие директора придерживаются авторитарного стиля руководства и не помышляют о переходе к новым демократическим формам отношений с учителями, учащимися, родителями. Атмосфера сотрудничества преподавательского и ученического коллективов, включение в учебный план курсов человековедения и обществоведения, демократически настроенные учителя - это, скорее, исключение, чем правило, в Ярославле. Появление этих тенденций в школьной образовательной системе не является следствием какой-либо целенаправленной подготовительной работы в вузе или в областном институте повышения квалификации работников образования. Это не более чем следствие самообразования и особых, личностных мотивов для восприятия и распространения демократических ценностей. Существует целый спектр проблем: образовательных, воспитательных, организационных, психологических, которые тормозят процесс превращения гражданского образования в одно из основных направлений гуманитарной образовательной программы РФ. Идея создания универсального обществоведческого учебного курса зародилась в научных и педагогических кругах России на заре "перестройки", на рубеже 80-90-х годов. Тогда и появились первые этико-политические и социально-правовые модули типа "Право и политика", "Человек и общество", "Мир человека и другие. С 1991 г. в экспериментальных школах России и бывших республик Советского Союза наметились первые шаги в изучении курса "Граждановедение". Коллегия Министерства образования РФ уже в 1994 г. признала гражданское и правовое образование приоритетными направлениями в развитии обществоведческого и исторического образования. К середине 90-х годов специалисты в области педагогики пришли к убеждению в том, что содержательным компонентом курса "Граждановедение" являются основы знаний в сфере политики и права, экономики и экологии, межнациональных и семейных отношений, культуры и здорового образа жизни, истории религии и морали. Появились учебные пособия, хрестоматии, методическая литература, видеофильмы. Материалы курса регулярно издаются в "Социально-политическом журнале" и в приложениях к "Учительской газете". Однако, несмотря на эти весьма удачные достижения и многичисленные попытки, концептуально проработанного, оснащённого полным комплектом федерального курса по гражданскому образованию с 1 по 11 класс ещё нет. "Граждановедение" для преобладающего большинства историков российских школ по-прежнему остаётся чужеродным телом" и "головной болью. Дело, отчасти, заключается в том, что этот курс - интегративный. Он требует хорошей гуманитарной подготовки, знания философии, социологии, политологии, психологии и других обществоведческих наук. Многие учителя, закончившие вузы двадцать и более лет назад, не изучали этих предметов, а заниматься самообразованием не желают из-за отсутствия времени и стимула. ............ |