Часть полного текста документа:Гражданство и национальная идентификация в политическом пространстве России О.В. Шудра Сегодня к числу важнейших политических проблем современного федеративного государства относится вопрос о соотношении гражданства и национальной идентичности. В условиях незавершенности процесса федерализации именно нахождение разумного баланса между ними может стать основой национально-государственного строительства в России. В связи с этим далеко нелишне рассмотреть как ретроспективу влияния этих важнейших факторов на функционирование равновесных и асимметричных параметров российского политического пространства, так и прогнозировать различные варианты появления возможных локальных политико-правовых моделей в этой области в рамках субъектов Федерации. При этом нельзя забывать, что специфика современной российской государственности, где ключевым институтом является единое и равное российское гражданство, во многом определяется многонациональным характером страны с сильно выраженными центробежными стремлениями национального сепаратизма при одновременной приверженности общества политическим и правовым устоям унитаризма и административной централизации. Поэтому естественны вопросы: каковы пределы процесса установления асимметричного статуса субъектов Федерации; насколько соизмеряется цель построения "реальной", "демократической" федерации с сохранением конституционной целостности Российской Федерации? Решение этих проблем не в последнюю очередь увязано со сложностью обеспечения конституционного принципа единого и равного гражданства в федеративной России. В этом контексте, на наш взгляд, представляется совершенно уместным рассмотрение вопроса, не получившего еще должного освещения в научной литературе: о политических и социальных последствиях функционирования гражданства национальных республик. Это играет особую роль в осознании того реального риска, который вызван усугублением асимметричности Федерации в результате заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, не только закрепляющих разностатусность регионов, но и в определенных случаях перераспределяющих ряд предметов ведения и полномочий Российской Федерации в пользу субъектов Федерации (Татарстан, Саха (Якутия), Башкортостан). Разыгрывая карту этнического федерализма в политическом торге с федеральным центром, региональные элиты отстаивают институт республиканского гражданства как особую статусную привилегию, важный аргумент в пользу своей государственности. Не надо забывать, что именно гражданство тесно увязано с принципом государственного суверенитета, а потому и рассматривается политическим руководством таких флагманов суверенизации, как Татарстан и Башкортостан, в качестве институционального выражения особого положения республик в Федерации. Еще не так давно центральная власть в обмен на политическую лояльность национальных республик молчаливо закрывала глаза на их возрастающие претензии самостоятельно определять свою "внутреннюю политику", местное правотворчество, свобода которого, естественно, должна иметь свои пределы и учитывать общероссийские интересы. ............ |