ГНИИ Курортологии МЗ РФ г. Пятигорск
Целебные свойства грязи известны с давних времен. В древнем Египте больные обмазывались грязью, которую выносил во время разливов Нил, и лежали на берегу под горячими лучами солнца. Этот способ использования грязи с лечебной целью является самым простым, удобовыполнимым и, вероятно, самым древним. Уже в настоящее время иногда можно увидеть, как местные жители используют некоторые грязевые озера в летнее время для лечении по «египетскому» способу. Этот способ грязелечения не лишен лечебного значения, однако по целому ряду причин он не вошел и широкую практику наших грязевых курортов. Напротив, здесь сравнительно давно методика грязелечения пошла по другим путям В этом отношении большое значение имели труды врачей, работавших на курортах Крыма, Одессы, Кавказских Минеральных Вод. Благодаря работе, проделанной на этих курортах, наметились и оформились три основные типа грязелечения - крымский, одесский и кавказский (аппликационный).
О лечебном применении грязи имеются указания у древних писателей: у Плиния, который говорил о «земле, излечивающей раны», у Диоскорида, Галена, Павла Эгинского и др.
Расцвет грязелечения после эпохи средневековья относится к Италии, где с XVI в. до настоящего времени пользуются грязью вулканического происхождения. Эту грязь курортов Акви, Баталия и др., носившую общее наименование фанго, с целью восстановления ее лечебных свойств после использования издавна возвращали в те места, откуда она была взята. До нашего времени метод восстановления свойств грязи, использованной для лечения больных, в естественных условиях грязевого озера является наиболее эффективным и общепризнанным. В этом же веке и Падуанском университете читал лекции по грязелечению известный в те времена и в наше время профессор Фаллопиус. В других странах, например во Франции, грязелечение начали применять и XVI в., в Германии - в XVII в.
В нашей стране колыбелью грязелечения следует считать южную половину России, Крымский полуостров и бывшую Астраханскую губернию. Грязелечение было особенно популярно у татар, которые применяли его еще во времена господства ханов Золотой Орды, используя так называемые тинакские грязи вблизи Астрахани, и ханов Бахчисарая - грязи Крымских озер. Первоначально грязелечение носило народный, эмпирический характер. Татарское духовенство старалось придать грязелечению религиозный характер и использовать его в своих целях.
Первым врачебные наблюдения за грязелечением в Саках начал проводить с 1828 г. уездный врач из Евпатории Н. А. Оже. Он же впервые описал способ грязелечения, которым пользовались муллы. Деревенский мулла, прежде чем позволить больному лечь в грязь, читал над ним молитву. Далее мулла уверял каждого в возможности получить облегчение, какой бы болезнью он ни страдал и в какое бы время ни принимал ванны. Отсутствие успеха при таком «лечении» мулла объяснял тем, что больной не внимал с должным усердием его молитве.
Первый анализ сакской лечебной грязи был произведен французским химиком Дисссром, приглашенным в Крым в 1807 г. по указанию Таврического генерал - губернатора.
О характере и методах грязелечения, проводимого в начале XIX века, можно судить по описанию Сумарокова в книге «Досуги крымского судьи», изданной в 1803 г. ............