Часть полного текста документа:Хоакин Родриго Joquin Rodrigo Произведения мастера, оставившего след в новой испанской музыке, остались почти неизвестны в других странах, причиной этого, во многом, стали трагические события второй половины 30-х годов ХХ столетия, ограничившие рост и распространение испанской музыки. Пожалуй, единственно известным и популярным его произведением является "Аранхуэсский концерт". Имя этого мастера - Хоакин Родриго. Уроженец Валенсии, он долго жил в Париже, где имел возможность услышать "Балаганчик" МануэлядеФальи, который произвёл на него сильное впечатление, и познакомился с музыкой Стравинского. Всё это имело важное значение для формирования его композиторского облика. Большое место занимают у него песни и романсы, которые получили всё же признание публики и вошли в исполнительский репертуар. Хоакин Родриго родился в городке Сахунта (Sagunt) провинции Валенсия 22 ноября 1901года. И с югом Испании - Валенсией, городом голубых и серебряных куполов, лазурного моря, синего, как сапфир неба и воздуха, напоённого ароматом апельсиновых садов, - оказались связаны детские и юношеские годы Хоакина. Но возможности наслаждаться этим волшебством красок маленький Хоакин был лишён: в трёхлетнем возрасте он ослеп. Лишив зрения, судьба, словно взамен, одарила мальчика редким музыкальным даром. И тончайший слух Хоакина, подобно вспышке молнии, разорвал мрак ночи. С детских лет музыка стала содержанием его жизни, способом общения. Родителей Хоакина, его первых учителей музыки - Франсиско Антича и Энрике Гома - поражала лёгкость, с которой он научился играть на фортепиано и скрипке, овладевая основами композиции. Первые же публичные исполнения сочинений Хоакина - "Два эскиза" для скрипки и фортепиано, "Хуглары" и Канцонетта для оркестра - сделали его имя известным в Валенсии. Хоакин Родриго - мастер музыкального пейзажа. В его звуковых картинках неизменно преобладают светлые, серебристые краски. Именно поэтому содержание пьесы "Сумерки над Гвадалквивиром" из фортепианного цикла "Четыре андалусских эстампа" можно, точнее выразить, прочитав название так: "От сумерек к свету". Характерны для Родриго романсы на слова неизвестного поэта XVI столетия. Здесь чувствуется стремление композитора обновить привычную сферу испанской камерной музыки. Среди произведений Родриго особенно интересны его инструментальные концерты. Популярный "Аранхуэсский концерт" для гитары с оркестром (1939), написанный с блеском и элегантностью, проникнутый биением ритмического пульса и яркий по тембровому колориту, посвящён Рехино Сайнсу де ла Масе и им впервые исполненный в Барселоне в 1940 году. В "Концерте в галантном стиле" для виолончели композитор воскрешает живой юмор и образность сарсуэлы. А в "Концерте-серенаде" для арфы разработаны элементы лютневого стиля, напоминающие о фантазиях Луиса Милана. Всё это полно выдумки и изобретательности, свидетельствует об отличном знании инструментов и понимания особенностей жанра и принадлежит к числу интересных страниц испанской концертной музыки. Сочинения Хоакина Родриго, созданные им за шесть десятилетий творческой деятельности, - одна из вершин испанской музыки второй половины ХХ века. Могучий талант художника-творца, овладевшего высшими достижениями не только испанского, но и мирового музыкального искусства, в том числе и русского, создал неповторимую галерею национальных образов -Испанию Хоакина Родриго. Кроме принесшего, Хоакину Родриго, мировую славу "Аранхуэсского концерта", композитором были созданы такие концерты, как Концерт-мадригал для двух гитар с оркестром, Андалусский концерт для четырёх гитар с оркестром. ............ |