ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА МЕТЕРИАЛЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РУЧНОМУ ТВОРЧЕСТВУ)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Теоретические подходы к проблеме художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
1.1.Сущность художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте.
1.2.Особенности и средства художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте.
1.3.Пути и средства художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Выводы по главе I.
ГЛАВА II. Творческая деятельность детей как средство художественно-эстетического воспитания.
2.1.Эстетическая сущность творческой деятельности.
2.2.Дидактическая организация художественно-эстетического воспитания.
2.3.Методика художественно-эстетического воспитания детей средствами ручного творчества.
Выводы по главе II.
ГЛАВА III. Экспериментальная работа по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами ручного творчества.
3.1. Цель и условия эксперимента.
3.2. Ход эксперимента.
3.3. Результаты эксперимента.
Выводы по главе III.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
На сегодняшний день проблема гуманизации образования с целью детерминации гармоничного развития каждого имеет всеохватывающий характер. Последние два десятилетия психологи и педагоги активно ищут выход из ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности в современных условиях. Активно ведутся разработки новых образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих оптимальные пути гармонизации личности с окружающим миром.
А формировать личность и художественно-эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Л.Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему исследования: «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».
Исходя из актуальности данной темы, определяется цель дипломной работы, заключающаяся в разработке дидактического обеспечения художественно-эстетического воспитания дошкольников в рамках интегративной программы «Лингва».
Объектом нашего исследования является процесс художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, а предметом – программа обучения ручному творчеству (в контексте обучения иностранному языку).
Для реализации цели исследования мы выдвигаем следующую гипотезу: процесс художественно-эстетического воспитания дошкольников будет успешным, если будут реализованы следующие педагогические условия:
¾ обеспечение программно-дидактическим материалом;
¾ создание эмоционально-комфортной атмосферы обучения детей;
¾ разработка технологии обучения детей ручному творчеству;
Проблема, объект, предмет и гипотеза определили постановку следующих задач:
¾ изучение теоретической и практической литературы по проблеме исследования;
¾ создание вариативной программы по художественно-эстетическому воспитанию детей (в рамках программы «Лингва»);
¾ разработка технологии обучения детей ручному творчеству;
¾ определение критериев и механизмов диагностирования динамики исследуемых качеств;
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
¾ теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по дошкольному воспитанию, художественно-эстетическому воспитанию);
¾ экспериментальные (подготовка и проведение занятий по ручному творчеству);
¾ эмпирические (наблюдение, беседы, оценка результатов ручного творчества);
Методологическую основу работы составили современные положения о становлении базиса культуры личности дошкольника, личностно-ориентированном воспитании, гармонизации системы отношений человека с миром (Л.С.Выготский, Д.А.Леонтьев, А.А.Мелик, Б.М.Неменский, Е.М.Торошилова, А.Н.Утехина); результаты педагогических исследований по формированию у дошкольников художественного вкуса, эстетического осознания прекрасного (Н.А.Вершинина, Н.М.Зубарева, Т.С.Комарова, Р.А.Мирошкина и др.).
Научная новизна и теоретическая значимость состоит в том, что определены пути художественно-эстетического воспитания на материале интеграции обучения иностранному языку и ручному творчеству; определены педагогические условия успешности художественно-эстетического воспитания.
Практическая значимость работы заключается в разработке альтернативной программы (в рамках программы «Лингва») и дидактического оснащения.
Апробация результатов исследования, результаты эксперимента и его анализ, а также некоторые теоретические положения данной работы докладывались на научных студенческих конференциях в 2007 г. ............