На правах рукописи - автор:
ВОЛОВОЙ
Геннадий Викторович
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОДТЕКСТ КАК СРЕДСТВО РАСКРЫТИЯ ХАРАКТЕРОВ ГЕРОЕВ В ПОВЕСТЯХ “БЭЛА” И “МАКСИМ МАКСИМЫЧ” В РОМАНЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ”
Специальность 10.01.02 – Литература народов РФ
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата
филологических наук
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
В последнее время в исследовательской литературе большое внимание уделяется художественному подтексту как одному из средств раскрытия содержания художественного произведения. Интерпретация различных смыслов, содержащихся в подтексте, наряду с другими художественными средствами, помогает раскрыть подлинное содержание художественного произведения. Наша диссертация посвящена выявлению художественного подтекста как средства раскрытия характеров героев в повестях “Бэла” и “Максим Максимыч” в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.
Актуальность темы. Выявление художественного подтекста является одним из средств раскрытия художественного содержания произведения. Художественное содержание произведения обнаруживается в исследовании его поэтических форм. Емкость множественных содержаний речи определяется природой языка как средства, выражающего значительно больше, чем непосредственно определяется прямым смыслом языковых знаков. Академик В.В. Виноградов, основываясь на трудах Потебни, пишет: “Содержание художественного произведения не однозначно, оно многозначно, настолько, что можно говорить о множестве содержаний, сменяющих друг друга в процессе исторического бытования произведения” . Шеллинг отмечал, что истинное произведение искусства “как будто содержит бесконечное число замыслов, допуская тем самым бесконечное число толкований…” . Горнфельд А.Г. пишет о необходимости рассматривать произведение как единое целое: “Совершенно ясно, что художественное произведение есть некоторое органическое целое, система, элементы которой находятся в теснейшей зависимости от друг друга”
Недостаточная изученность повестей “Бэла” и “Максим Макси-мыч” с точки зрения выявления художественного подтекста обуславливает актуальность настоящей диссертации. Наша диссертация является первым исследованием, направленным на выявление художественного подтекста как одного из средств выявления “множественных содержаний” в романе Лермонтова “Герой нашего времени”.
Цели и задачи исследования. Диссертация ставит целью выявление художественного подтекста в романе “Герой нашего времени”. Целью также является выявление многоуровневых связей между автором, произведением и читателем, раскрытие авторского замысла, обнаружение истинных мотивов в поведении героев. В задачу исследования входит анализ текста повестей, новое понимание характера Максима Максимыча, Печорина, Казбича, Азамата, новая интерпретация идейно-художественного замысла Лермонтова.
Объект исследования: текст повестей “Бэла” и “Максим Максимыч” в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.
Научная новизна предлагаемой работы заключается в новом толковании содержания лермонтовского текста. Анализ композиции, сюжета, действий героев повестей рассматривается в художественном единстве. ............