Часть полного текста документа:Художник русской истории Аксенова Г. В. Алексей Данилович Кившенко (1851-1895) - русский живописец, жанрист и баталист, академик живописи, автор широко известной картины "Военный совет в Филях в 1812 году". Родился в Веневском уезде Тульской губернии в семье крепостного графа Шереметева, управляющего конским заводом. В возрасте 9 лет его отправили в Петербург, где он начал петь в хоровой капелле и учиться в рисовальной школе Общества поощрения художеств. На него обратил внимание И.Н. Крамской. В 1867 г. Кившенко начал посещать занятия в Академии художеств в качестве вольноприходящего ученика и в то же время учился в Технологическом институте. В 1870 г. его зачислили в постоянные ученики Академии по классу исторической живописи, его учителем стал профессор К.Ф. Гун. За программу "Самсон и Далила" молодой художник в 1876 г. получил Малую золотую медаль, а за выполнение академической конкурсной программы "Брак в Кане Галилейской" - Большую золотую медаль в 1877 г. Для второй картины на Большую золотую медаль и права на пенсионерство Кившенко выбрал тему "Военный совет в Филях", подсказанную романом Л.Н. Толстого "Война и мир". Картина изображает один из важнейших моментов Отечественной войны 1812 г. - военный совет, на котором решался вопрос о судьбе Москвы и армии, когда Кутузов приказал ради сохранения армии оставить город без боя, предвидя, что армию Наполеона ждет неминуемый разгром. В своей картине художник точно следовал за описанием события, данного Толстым: также за столом расположены действующие лица, на печке расположилась внучка хозяина избы, описанная в романе. Из исторических действующих лиц в картине изображены М.И. Кутузов, за ним стоящий П.С. Кайсаров. Вокруг стола слево направо сидят П.П. Коновницын, Н.Н. Раевский, А.И. Остерман-Толстой, М.Б. Барклай де Толли, Ф.П. Уваров, Д.С. Дохтуров и стоит А.П. Ермолов. На передней лавке сидят К. Толь и Л.Л. Бенигсен. Композиция картины непринужденно-естественна и продумана, нет лишних бытовых деталей, а те, что есть - необходимы и выразительны. Прежде всего в глаза бросается в глаза фигура Кутузова, хотя она смещена влево от центра композиции. Фигуры Кутузова и Бенигсена и их скрещенные взгляды составляют основной психологический узел всей композиции: антагонизм Кутузова и Бенигсена не был ординарным столкновением двух честолюбий, здесь столкнулись самоотверженный патриотизм и честолюбие придворного интригана. И этот морально-психологический конфликт Кившенко смог изобразить на картине. Остальные участники совета не только портретно похожи, но правдиво охарактеризовано их душевное состояние, их отношение к происходящему. Группу изображенных лиц в единое целое ненавязчиво, но ощутительно объединяет неяркий золотистый свет клонящегося к вечеру дня, вливающийся через полузанавешенное окно. "Совет в Филях", при всей скромности и простоте решения исторической темы, дает живое ощущение значительности изображенного художником события. К теме Отечественной войны и образу Кутузова художник обратился вновь в 1893 г. в связи с 20-летием публикации романа "Война и мир", создав альбом акварельных иллюстраций. Написанная к 1880 г. картина принесла художнику право на пенсионерскую поездку, имела большой успех и была повторена для П.М. Третьякова в 1882 г. Представленная на Берлинской выставке в 1886 г. ............ |