Соиск. Малиева З.К.
Кафедра педагогики.
Северо-Осетинский государственный университет
Поднимается проблема педагогической коррекции морального отчуждения. Основным фактором в решении этой проблемы является создание гуманной личностно-ориетированной среды в вузе. Практическая реализация идеи гуманизации в этом процессе связывается с системой социально-педагогического сопровождения студентов, находящихся в состоянии морального отчуждения.
Современное состояние социально-экономической и духовной сфер общества свидетельствует о массовых явлениях отчуждения и национальной обособленности, нарушениях взаимосвязи между национальными культурами, людьми – носителями разных мировоззренческих и нравственных взглядов. Нынешний век принес обществу значительные нравственные потери, породил у людей «социальную глухоту». Поставлена под угрозу одна из главных гуманистических ценностей – взаимообщение и взаимопонимание, духовно-нравственное и физическое здоровье человека.
Проблемой отчуждения людей друг от друга, отчуждения от морали, добра и справедливости занимались выдающиеся философы прошлого – А. Бердяев, К. Гельвеций, Г.В.Ф. Гегель, Т. Гоббс, И. Кант, Н. С. Кьеркегор, К. Маркс, Ж.-Ж. Руссо, Ж.-П. Сартр, И.Г. Фихте, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.
В психологии проблеме отчуждения уделяли внимание такие ученые, как А. Валлон, К. Роджерс, Г. Розенталь, Ф.А. Хейниман, В. Франкл, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон и др.
В отечественной теоретико-экспериментальной психологической литературе отчуждение рассматривается у таких ученых, как К.А. Абульханова-Славская, В.В. Абраменкова, В.С. Мухина, А.В. Петровский и др.[1].
Исходя из анализа литературы, мы рассматриваем моральное отчуждение (МО) личности как отчуждение ее от добра, справедливости, традиционных нравственных ценностей общества [2], и, как следствие этого, – дисгармонию в отношениях личности со значимыми близкими и с миром (его ценностями, нормами поведения, законами). Дисгармония проявляется в деятельности и общении, во внутренних переживаниях.
Учитывая, что молодые люди уже не поддаются тем методам воспитания, которым доступен ребенок, у них есть своя воля, свои убеждения, более или менее определенное самосознание, а поэтому они гораздо менее доступны схематическому воздействию [3], мы рассматриваем процесс педагогической коррекции МО не только как деятельность педагога, направленную на нравственное развитие личности, но и как деятельность, направленную на поиск путей совершенствования среды, в которой формируется личность. Этот весьма важный гуманистический аспект образования мы встречаем в работах Е.В.Бондаревской по проблемам педагогической культуры, гуманизации педагогического процесса, личностно-ориентированному образованию и воспитанию.
Среда – это всё, среди чего в окружающем мире находится и развивается личность. В понятие среды входят социальные, культурные, экологические факторы и природные условия жизни людей. Проблема создания гуманной личностно-ориентированной среды [4] в различных образовательных учреждениях, идеи гуманизации образования, теории воспитания гуманной личности в различных педагогических системах, концепции личностно-ориентированного обучения и воспитания направлены на решение общей цели – коррекции отчуждения личности от нравственных норм общества, других, себя.
Проблема гуманизации образования поднималась многими великими педагогами в разные периоды (Ш. ............