Реферат на тему:
«Идеологические и политические установки палестинского движения "Исламский джихад"»
Религиозный фактор изначально присутствовал в арабо-израильском конфликте. Тем не менее, Палестинское движение сопротивления (ПДС), представленное ФАТХ и другими организациями, вошедшими в ООП, возникло и развивалось в основном как светское движение. В его идеологии и символике религиозные элементы вплоть до начала 80-х годов осуществлялись весьма слабо. Объясняется это многими обстоятельствами, которые требуют отдельного рассмотрения. Отметим лишь то, что религиозные движения и организации (как христианские, так и исламские) среди палестинского населения после создания Государства Израиль оказались по разным причинам вне общего потока палестинского движения сопротивления.
Ситуация начинает меняться в начале 80-х годов, когда на оккупированных территориях Западного берега р. Иордан и сектора Газа возникают исламские движения, провозгласившие «священную войну» (джихад) в качестве единственной формы борьбы с Израилем. Наиболее известными среди них являются движение «Исламский джихад» (Харакат аль-джихад аль-ислами) и Движение исламского сопротивления – ХАМАС (аббревиатура из первых букв арабского названия организации – Харакат аль-мукавама аль-исламийа), каждое из которых претендует на то, что именно оно было вдохновителем и организатором первой интифады (1987–1991 гг.) на оккупированных территориях. Кроме того, они оказались наиболее активными противниками участия ООП в Мадридском мирном процессе и всех палестино-израильских соглашений. В настоящее время эти организации играют важную роль в политической жизни на территориях, находящихся под юрисдикцией Палестинской национальной администрации (ПНА).
Появление этих движений (а также ливанских шиитских организаций «Хизбалла» и «Амаль») наряду с активизацией радикальных еврейских религиозных движений в Израиле и все большим вмешательством в арабо-израильский конфликт определенных религиозных кругов (вернее, политических кругов, проникнутых определенными религиозными идеями) на Западе внесла качественно новую окраску в данный конфликт, стремясь перевести его в религиозное русло со всеми вытекающими из данного обстоятельства последствиями. В предлагаемой статье мы ограничимся характеристикой различных аспектов движения «Исламский джихад», опираясь на некоторые документы этой организации, а также на весьма скудную информацию о ней, содержащуюся в ряде публикаций на арабском языке и в высказываниях представителей движения.
В публикациях самого движения «Исламский джихад» его возникновение относят к началу 80-х годов. При этом обычно выделяется три этапа:
1. Формирование идеологии и выработки организационных принципов (1980–1983).
2. Вооруженная борьба против оккупантов (1984 – октябрь 1987).
3. Первая интифада (1987–1990) [1].
Название «Исламский джихад» стало регулярно употребляться в публикациях движения после одной из первых боевых операций против израильтян. До этого оно выступало под различными названиями: «Исламское сопротивление на оккупированной Родине» (Аль-Мука-вама аль-исламийа фи аль-ватан аль-мухталль), «Исламское движение на оккупированной Родине» (Аль-Харака аль-исламийа фи аль-ватан аль-мухталль) и др. ............