Часть полного текста документа:Идеология: чему учить детей? В семидесятые годы одна немецкая школьница писала в сочинении: "Я завидую молодежи тридцатых. У них были неправильные общественные идеалы. Но они у молодежи были!". Не нужно обладать особой проницательностью, чтобы обнаружить в переживаниях той девушки аналогию с духовным состоянием подрастающего поколения нашей страны. Так обстоят у нас дела сегодня, на рубеже второго и третьего годов президентства Путина. В Германии с тех пор проблема временно утратила актуальность. Поиск идеалов на последнее десятилетие был для них вытеснен политической и экономической текучкой, связанной с объединением. Хотя немецкий народ, как и русский, склонен к активным проявлениям духовной жизни, но все-таки не с той остротой. Конечно, у них свои проблемы: интуитивные искания Гете остались в далеком прошлом, мосты национальной идеи сожжены нацистским прошлым до самых фундаментных камней. В отличие от братьев-англов, которым всегда хватало сытых удовольствий, саксы периодически от века к веку испытывали обостренную тягу к сферам духовным. Впрочем, что нам англы с саксами? У нас свои проблемы с национальным духом. И стоят они гораздо острее в силу извечной нашей склонности к томлению души. Сегодня перед нами, русскими, да и нерусскими тоже, внезапно разверзлась пустота идей, что было нами воспринято с особой болезненностью. Теперь нашим тинейджерам впору почувствовать зависть по отношению к молодежи советского времени: у той хоть были идеалы. Идеология минувших десятилетий формировала подрастающее поколение в едином потоке настроений, определяла общий нравственный вектор, обеспечивала преемственность национальной культуры. Вместе с тем, надо признать, это была скверная идеология. С детского возраста она отравляла сознание ложью, неискренними восторгами, холопской лестью правителю. Достаточно вспомнить хотя бы публичное и многократное: "...и лично Леониду Ильичу Брежневу...", - чтобы тошно стало на душе. Но и вела же. Вела и разлагала одновременно. Противоречие, кажущееся неразрешимым. Так или иначе, сегодня наше духовное состояние много хуже того, отторгнутого (политических, военных и экономических аспектов я не касаюсь). Возвращаться к старому бесполезно, да и невозможно. А уйти от современного духовного вакуума жизненно необходимо. Как вода в реке, мы можем двигаться только вперед, к какому-то новому состоянию. К какому? Бытует мнение, будто все люди движимы иллюзиями (наиболее известным адептом этой теории был Лев Гумилев). Отрекаясь от одной и прилепляясь к другой иллюзии, они вечно стремятся к воображаемому оазису духа, продолжая всю жизнь барахтаться в песках бытовых пустынь. Однако сменяющаяся череда иллюзий, - "Москва - Третий Рим", "Православие, самодержавие, народность", "За Родину! За Сталина" - были каждая в свое время единственными идейными основами для выживания народа, для сохранения своей самобытности в изменяющихся условиях враждебного мира. Значит, не призраки то были, раз имели решающее значение для выживания народа. Не зависимо от того, как назвать тот конкретный комплекс идей, который образует фундамент духовной жизни народа, - "иллюзией" или "единственно верной теорией" - он всегда ценен и полезен только в том случае, если принят большинством народа, если сформировался из духовных запросов различных социальных слоев и этносов, составляющих население страны. ............ |