Часть полного текста документа:Идеология русского радикализма. Дворянско-разночинский этап. Русский радикализм развивается под флагом "освободительного движения" и проходит через три основных этапа: дворянский, народнический и марксистский. Дворянский этап ознаменовывается выступлением декабристов на Сенатской площади Санкт-Петербурга. Дворянские революционеры еще не имеют единой политической программы: одни из них выступают за конституционное ограничение монархии и федерализм, другие - за установление республиканской системы и унитаризм. Идеологией народничества становится социализм, который они связывают с крестьянской поземельной общиной. Народники искренне верят в стихийный революционаризм "угнетенных масс" и спешат воспользоваться "благоприятной" ситуацией. Этим объясняется их отрицательное отношение к крестьянской реформе 1861 г., сбившей, на их взгляд, накал народного протеста и заставившей радикальную интеллигенцию добиваться власти путем террора и насилия. Трагедии и неудачи приводят к разложению народничества: одни отходят от борьбы и примиряются с монархией, другие начинают пристально всматриваться в потенциальные возможности зарождающегося русского пролетариата. Так возникает "русский марксизм" - партийно-организационное движение, свершившее "октябрьский переворот" 1917 г. и создавшее советскую политическую систему. На каждом этапе развития русского радикализма выделяются ключевые, знаковые фигуры, выражающие сущность тех или иных идеологических тенденций. Среди декабристов это прежде всего Н.М.Муравьев и П.И.Пестель, среди народников - А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, М.А.Бакунин, П.Н.Ткачев, среди марксистов - Г.В.Плеханов, В.И.Ленин. При всем различии конкретных программ и целей, они едины в своем неприятии самодержавия и стремлении к революционному преобразованию российской действительности. 1. Революция и государство в идеологии декабристов. Как известно, дворянские революционеры менее всего рассчитывали на поддержку народа и ориентировалась исключительно на "военную революцию". Они полностью разделяли мнение, высказанное еще Радищевым, что непросвещенный, находящийся в "рабстве" народ, пробужденный к восстанию, обратит свободу "в своеволие, худшее самого крайнего произвола". Зато обращение к истории России давало им множество примеров удачных военных переворотов. "...Переходило ли, например, исследование, - писал Д.И.Завалишин, - к самому происхождению разных правительств в России, оно видело целый ряд революций, и притом при полном безучастии народа, и совершаемых большею частию военною силою, как было при возведении на престол Екатерины I, при свержении Бирона, регентши и Петра III. Все примеры показывали, что Россия повиновалась тому, что совершала военная сила в Петербурге, и признавала это законным". Вместе с тем дворянские революционеры по-разному представляли себе цели и задачи "ограниченной" революции. Противоположные позиции отразились в программных документах декабристского движения - "Проекте конституции" Н.М.Муравьева (1795-1843) и "Русской правде" П.И.Пестеля (1793-1826). Муравьев выступает за конституционную монархию. Ссылаясь на "опыт всех народов и времен", он утверждает, что "власть самодержавная равно гибельна для правителей и для общества", и кроме того, "она не согласна ни с правилами святой веры нашей, ни с началами здравого рассудка". ............ |