Педагогический колледж №5
РЕФЕРАТ
по современным
педагогическим теориям
на тему:
“Идея школы-парка”
Студентки группы 3 “Г”
Шандариновой Юлии Александровны
преподаватель:
Чозгиян Ольга Петровна
МОСКВА 2002г.
Идея школы-парка
Что останется от школы, если убрать из нее отметки, экзамены, подведение итогов? А вот что: будут цениться индивидуальный опыт и неповторимость, а не умение воспроизводить пописанные в книгах истины: учитель перестанет постоянно оценивать учеников, а те – бояться этой оценки.
В различных иновационных школах педагоги сильно видоизменяют систему оценки, где гуманизация образованияне только дикларируется, но и удаётся на деле. В большинстве таких школ легализована рефлексивная самооценка учеников, отметка заменяется на развёрнутые характеристики. Но и эти школы объединяет еще одно: там ученики и учителя высоко ценят друг друга, стремятся продлить общение и после уроков.
Как победить силовые атрибуты?
Для того чтобы создать альтернативную экологическую школу, мы должны прежде всего проанализировать модель школы, созданной Я. А. Коменским и развивавшейся последние триста лет, и отказаться от ее технических атрибутов.
Первый атрибут- это урок как основная форма организации учебного процесса. Вместо урока мы предлагаем детям набор постоянно открытых для занятий мест, которые они выбирают здесь и сейчас, обучаясь не только выбирать из множества дел интересные и важные для себя и других занятия, но и отвечать за собственные решения. Такие открытые места в школе мы называем парк-студии.
Второй- программы как содержание образования. Многие считают, что если постараться, можно создать такие программы, которые дадут возможность развиваться всем ученикам с индивидуальной скоростью.
Педагогической задачей школы-парка скорее является создание необходимых и достаточных для развития личностей условий выбора форм, способов и предметов деятельности. А также постоянный мониторинг за складывающимися в процессе учебы индивидуальныmи образовательными траекториями.
Третий атрибут — разделение детей по возрастам. Школа-парк не создаёт одновозрастных учебных групп, принимаем детей такими, какие есть, используют индивидуальные особенности каждого.
Четвёртый - силовая оценка, направленная от учителя к ученикам, постоянно заставляющая их соревноваться друг с другом. В школе-парке ученик может получить отметку лишь по собственному желанию, тогда кaк своим посещением или непосещением судий каждый ребенок показывает учителю, насколько тот для него ценен.
Пятую особенность силовой школы - распределительную систему финансирования - нам удавалось снять лишь в теоретической, игровой форме. В школе-парке должна работать рыночная система финансирования от потребителя, однако до практического воплощения подобной системы еще далеко.
Образовательные эффекты:
прецеденты, а не законы.
Коллектив учителей, начинавший эксперимент, не был специально подобран. Им не давалось каких-то особых инструкций, были введены лишь два ограничения: нельзя заставлять детей оставаться на студии дольше, чем они сами хотят, и нельзя не впустить ребенка на студию тогда, когда он сам пришел.
За счет того, что нам удалось вернуть школьные оценки ее естественную многонаправленность, каждый (и ученик, и учитель) имел возможность оценить собственное продвижение к намеченной цели (своеобразная планка, поставленная для самого себя, к которой можно подойти в любое время и измерить свой рост). ............