Часть полного текста документа:Игорь Стравинский Виктор Каширников Стравинский занимает особое место среди всех композиторов 20 века. С первых шагов его творческой биографии не смолкают горячие дискуссии, в центре которых музыка, созданная Стравинским. Среди критиков существуют самые противоречивые мнения о его творчестве. Однако среди них нет разногласий в том, что творчество Стравинского оказало глубокое влияние на развитие музыки 20го века. Игорь Федорович Стравинский родился 17 июня 1882 года в Ораниенбауме, в семье известного певца, солиста Мариинского театра, Федора Игнатьевича Стравинского, дворянина польского происхождения. Как было принято тогда в таких семьях, Игорь получил типичное дворянское воспитание. Мальчик рано стал играть на рояле, импровизировать, читать клавиры и даже партитуры. В Петербурге маленький Игорь посещал спектакли с участием отца. Оперы "Жизнь за царя" Глинки и "Юдифь" Серова навсегда остались для него сильнейшими впечатлениями детства. В 1892 году на юбилейной постановке "Руслана и Людмилы" ему суждено было увидеть Чайковского, музыка которого уже тогда восхищала будущего композитора. Летом 1902 года студент Игорь Стравинский знакомится с отцом сокурсника по Университету Николаем Андреевичем РимскимКорсаковым. Это знакомство много дало Стравинскому. Он получил бесценные уроки композиции, настойчивости и дисциплинированности в работе. Пять лет РимскийКорсаков - непререкаемый моральный авторитет для Стравинского, вплоть до того момента, когда высланная для просмотра учителю партитура "Фейерверка" не застала адресата в живых. Еще юношей Стравинский стал участником "Вечеров современной музыки" и сблизился с деятелями "Мира искусства" в частности с Сергеем Павловичем Дягилевым, дальним его родственником по материнской линии. При решающем воздействии и покровительстве Дягилева, утвердилась блистательная композиторская карьера молодого Стравинского. На "Русских сезонах" в Париже состоялись премьеры балетов "Жар-птица" в 1910 году, "Петрушка" в 1911 году и "Весна священная" в 1913 году. Эти произведения навсегда утвердили мировую славу русского композитора. Годы первой мировой войны Стравинский провел в Швейцарии, затем жил во Франции. Первый его визит в США состоялся в 1925 году. Здесь он дирижировал Американским симфоническим оркестром, в репертуар которого входили наиболее известные его произведения. Затем он приезжал еще несколько раз в Америку, а перед самым началом Второй мировой войны в Европе (1939 г.), переехал в США навсегда. В 1941 году Стравинский получил американское подданство. Среди выдающихся произведений, созданных им в США находятся оркестровая "Ода", написанная в память супруги Сергея Куссевицкого, "Симфония в трех ритмах", балет "Орфей", "Кантата, основанная на анонимных песнях времен Елизаветы", опера "Карьера мота", а также высшее достижение Стравинского - "Реквием". В 84 года композитор создал это произведение, обладающее истинными художественными прозрениями, произведение, которое обобщило многое из его предшествующего опыта. По словам Стравинского, последние годы Равеля "были ужасными: он постепенно терял память и частично координацию и, конечно отдавал себе в этом отчет. Гоголь умер пронзительно крича, Дягилев умер смеясь (и напевая "Богему", которую любил искренне и так же сильно, как всякую музыку), но Равель умирал постепенно. ............ |