Белорусский республиканский союз
потребительских обществ
Учреждение образования
«Белорусский торгово-экономический университет
потребительской кооперации»
МАГИСТРАТУРА
Реферат
ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
Философия и методология науки
Тема: Имам Абу Ханифа
Выполнил магистрант:
Давлатов А.А.
Научный руководитель:
доцент Юрис Т.А.
Гомель - 2011
Содержание
Введение
1.Жизнь Имама Абу Ханифы
2.Формирование Ханафитского мазхаба
2.1 Историография Ханафитского мазхаба
2.2 Иерархия авторитетов в Ханафитском мазхабе
2.3 Распространение Ханафитского мазхаба
Заключение
Литература
Введения
Абу-Ханифа - крупнейшая фигура в истории классической религиозно-правовой мысли ислама, чье наследие самым действенным образом актуально для мусульман и сегодня. Последователи его школы встречаются во всех уголках земного шара и исчисляются сотнями миллионов. С именем Абу-Ханифы знакомы и представители иных конфессий и мировоззрений, ведь оно стало достоянием общемировой правовой культуры. Возникающий в этой связи интерес к личности и наследию величайшего мусульманского факиха (Богословы-законоведы, овладевшие фикхом, называются факихами («знающие»)) очевиден. Однако русскоязычный читатель сможет удовлетворить его лишь в минимальной степени. Парадоксально: имя Абу-Ханифы на слуху у всех, кто знаком с тематикой Ислама и историей его правового учения, но до сих пор в Беларуси никто не предпринимал серьезных исследований, посвященных жизни и наследию знаменитого мусульманского правоведа. В России большая часть мусульман являются приверженцами ханафитской традиции, а первые статьи, посвященные Имаму и его творчеству, появились в отечественной науке еще в конце XVIII в. В мусульманском же мире интерес к личности Абу-Ханифы имеет гораздо более древние корни. Первую биографическую книгу о нем составил Ахмад ибн Сальт более тысячи лет назад. С тех пор жизнеописаний ученого в виде как отдельных книг, так и статей в биографических сборниках было написано немало. К сожалению, часть из них не сохранилась, а многие до сих пор не введены в научный оборот, оставшись неизданными. С большим отрывом по занимаемому объему лидирует статья об Имаме аль-Бухари, составителе второй по значимости после Корана книги в Исламе. Его жизнеописание изложено на 30 страницах. Но Абу-Ханифа даже аль-Бухари лишил этого своеобразного первенства: ему посвящено несравнимо больше - 130 страниц, целая книга в книге. Другими словами, Абу-Ханифа - самый противоречивый образ в истории мусульманской религиозной науки.
Абу-Ханифа родился в 699г., а умер в 767 г. (по хиджре 80-150 гг.). Он был самым старшим среди всех имамов – основателей суннитских мазхабов. Так, Малик ибн Анас родился в 713 г., а умер в 795 г. Имам Мухаммад аш-Шафии родился в год смерти Абу-Ханифы, а Ахмад ибн Ханбал – только в 780 г. Из всех этих имамов только Абу-Ханифа мог встречаться со сподвижниками Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), хотя этот факт является предметом для дискуссий. Подобный вопрос для почитателей религиозного авторитета тех времен имел принципиальное значение. Дело в том, что с течением времени среди мусульман утвердилась идея богоизбранности двух поколений: сахабов и табиинов. ............