Часть полного текста документа:Имена подводных кораблей России Каланов Н.А. Корабль начинается с имени /русская поговорка/ Имя корабля вызывает в моряке чувство,о котором коротко не скажешь, потому что оно очень тонко в своих проявлениях, скромно и не крикливо. Оно идет из самого сердца, из самых глубин прекрасной, мужественной морской души. Леонид Соболев Строительство первой русской подводной лодки непосредственно связано с именем создателя отечественного флота, Петра I. В 1718 году ему была подана челобитная от московского крестьянина Ефима Никонова, в которой он писал, что готов изготовить судно, которое в море в тихое время будет из снаряду разбивать корабли и "ходить в воде потаенно", то есть скрытно, не показываясь из воды. Петр I оценил важность этого изобретения и в январе 1720 года дал приказ начать строительство подводного судна. Во всех официальных документах той поры его стали называть "потаенным судном". Через четыре года на Галерном дворе в Петербурге начали спуск на воду этого судна, но при этом было повреждено его днище и испытание не состоялось. После смерти царя изобретением Никонова перестали интересоваться и лодка "за ветхостью" пошла на слом. Однако первое русское подводное судно не осталось в забытье. Благодарные потомки помнят о нем и гордятся его изобретателем. Не имея собственного имени, оно вошло в историю отечественного флота под названием "потаенное судно Никонова", а год начала его строительства можно считать годом зарождения подводного флота России. В течение последующих десятилетий идея возможности строительства подводных лодок не покидала умов корабелов и инженеров, но для практической реализации не существовало технических возможностей. Систематическое строительство подводных кораблей началось в России после постройки в 1902 году инженером И.Г. Бубновым лодки "Дельфин". Со времен Петра существовал строгий порядок, по котором названия военных кораблей утверждал глава государства - царь, или, от его имени, Морское Министерство (Адмиралтейств-Коллегия). К началу XX столетия Морским Министерством была разработана четкая система наименования кораблей, по которой определенному классу кораблей соответствовали определенные традиции наименования. По этой классификации подводные лодки "как новый вид оружия" должны были носить "наименования: рыб, зверей и птиц, наиболее благозвучные и благородные". Эти имена должны были символизировать характер боевой деятельности лодок: скрытость и хитрость маневра, опасность и неожиданность нападения Так на Балтийском и Черном морях появились подводные корабли: "Кашалот", "Кит", "Ерш", "Угорь", "Вепрь", "Гепард", "Тигр" и даже мифический "Единорог". Было несколько лодок с "нестандартными названиями. Так, на Северном флоте плавали "Почтовый" (построена по проекту С.Джевецкого) и "Святой Георгий" (названа по наименованию построившей эту лодку судостроительной фирмы "Фиат-Сан-Джорджио"). В составе Балтийского флота числилась лодка "Фельдмаршал граф Шереметьев", построенная на средства добровольного пожертвования населения России, и названная в честь русского полководца, первого в России генерал-фельдмаршала , героя Полтавской битвы 1709 года. Имена некоторых дореволюционных подводных лодок вошли в историю отечественного кораблестроения и боевую летопись флота. ............ |