Часть полного текста документа:Империя Камбуджадеша в XIII - XV веках Второй четвертью XIII в. датируется начало позднего периода в истории империи Камбуджадеша. При Индравармане II (1220-1243), сыне и преемнике Джаявармана VII, процветание империи, казалось, продолжалось. Государственные налоги с крестьян-анаков были основной формой их эксплуатации. И все же имело место некоторое сокращение удельного веса публично-правовых отношений. В 1223 г. на восстановленный с согласия империи в Чампе трон был посажен чамский принц. Нельзя не заметить, что уже к середине XIII в. процесс социальной эволюции шел на фоне экономического кризиса, связанного с истощением почв и водных ресурсов столичной области. Интенсивный полив водами, содержащими мало органических веществ, засорение каналов, часто проложенных по насыпным руслам, и регулярная распашка богатых окислами железа почв привели здесь к латеризации почвы и резкому падению урожайности. Одновременно понизился уровень воды в главной артерии района - р. Сиемреап. Латеризация почвы вызвала упадок сельского хозяйства, и начался постепенный уход крестьян-анаков из района столицы, где стал иссякать важнейший источник доходов и людских ресурсов. При Джаявармане VIII (1243-1295) наблюдается усиление шиваитов, восстановление культа линги; буддизм как религия верхних слоев общества временно отошел на второй план, хотя в столице и в провинциях продолжалось распространение теравадского буддизма. Возврат к культу линги не повлек за собой в то время разграбления и закрытия крупнейших буддийских храмов. Но сам факт религиозной борьбы и противопоставления политики двора общим массовым тенденциям привел к ослаблению империи. Положение в верхах было неспокойным. Насколько можно судить, Джаяварман VIII пришел на трон (как и ушел с него) путем переворота; страна погрузилась в пучину религиозной борьбы, ослаблявшей империю. Немалую роль в наметившемся упадке империи сыграло и то, что военные силы ее в 80-х годах были оттянуты на восток для отражения монгольского нашествия. Усилились центробежные тенденции на некхмерских окраинах, сначала в тайских княжествах на верхней Тяо-Прайе. Здесь внутреннее равновесие с середины 50-х годов XIII в. было нарушено прибытием с севера князей с их дружинами и значительных групп населения из района империи Дали (в Юньнани), особенно после ее окончательного захвата монголами в 1253 г. Началось вытеснение кхмерских гарнизонов из городов средней Тяо-Прайи, где возникло тайское государство Сукхотаи. Когда же во время борьбы с монголами в 1283-1287 гг. восстановило свою независимость монское государство Лаво, начавшийся распад империи стал очевиден. Серьезным оказалось вооруженное столкновение с объединением тайских князей в начале 90-х годов; хотя война была неудачной для таи, большого напряжения она потребовала и от империи. Тем не менее ее блеск по-прежнему поражал современников, и только прогрессирующее обеднение западного рисового очага подрывало экономику. К концу XIII в. кхмерское общество завершило свою идеологическую реконструкцию, буддизм теравады распространялся все шире, оказывая влияние на тайские и лаосские княжества. Массы теравадских монахов вряд ли обходились дешевле пышных, но немногочисленных храмов Х-ХIII вв., зато первые более эффективно выполняли те же задачи. ............ |