Информационное обеспечение методической подготовки студентов педвуза
Методическая подготовка будущих учителей в педвузе предполагает усвоение методологии предметной методики, умение применять ее в конкретных исследованиях (выделять объект, предмет, формулировать гипотезу исследования, его задачи), овладение закономерностями функционирования методической системы обучения, навыком применения их в различных ситуациях, выделения связи между компонентами исследуемого объекта, разработки методики обучения отдельным понятиям, фактам, организации учебного процесса, в частности планирования урока, постановки его целей, выбора средств их достижения и т.д. Таким образом, на смену традиционному усвоению различных методических рекомендаций по изучению учебного материала, подготовке узкоспециализированного учителя, имеющего хорошую технологическую базу, приходит формирование специалиста, владеющего методологией научного поиска, системным анализом, технологиями принятия оптимальных решений, умением адаптироваться к различным изменениям, прогнозировать ход развития той или иной ситуации и т.д. Однако заметим, что усиление методологической составляющей подготовки педагога и пренебрежение ее технологической стороной может вызвать у него существенные трудности в организации учебного процесса. Эффективность будущей деятельности определяется сочетанием профессиональной мобильности с высоким научным и культурным кругозором.
Большая роль в решении данной проблемы принадлежит учебнику по методике обучения предмету. Замечу, что его название изменялось по мере развития методической науки. На этапе представления о предметной методике как приложении дидактики учебник называли "Методика преподавания предмета (математики, физики, биологии и т.д.)". Затем, по мере появления собственных методических концепций, систематизации и обобщения фактов, расширения сферы методической науки стали появляться книги "Дидактика предмета", "Педагогика предмета". В данное время в соответствии со Стандартами высшего профессионального образования курс получил название "Теория и методика обучения предмету". Соответствующая научная специальность представлена как "Теория и методика обучения и воспитания (учебный предмет)".
На этапе становления предметных методик как самостоятельных научных областей усилилось внимание к проблемам их методологии. В последнее время издано и несколько монографий по методологии предметных методик. Однако в учебных пособиях по методикам обучения для студентов педагогических вузов эти новшества почти не отражены. В них мы не найдем даже упоминания об объекте и предмете методической науки, крайне поверхностно излагаются методы исследования, не характеризуется внешняя среда методической системы обучения предмету, ее влияние на компоненты системы. Изложение материала ведется в "старом" стиле, с позиции представления о предметных методиках как приложениях дидактики.
Поскольку методическая наука составляется методологией, теорией и приложениями, то и учебник для студентов должен включать три раздела: "Методология методики обучения предмету", "Теория обучения предмету" и "Приложения". Первый раздел должен характеризовать объект, предмет, методическую систему обучения предмету, ее внешнюю среду, влияние компонентов внешней среды на методическую систему, методы исследования. ............