Введение
Формирование системы многоуровневого непрерывного образования как единого образовательного пространства предполагает интеграцию различных образовательных подразделений и учреждений. Эффективность функционирования такой системы достигается в данном случае за счет координации деятельности и взаимной увязки содержания образования, что позволяет повысить качество фундаментальной, общекультурной, гуманитарной и социально-экономической подготовки, расширить возможности для обеспечения свободы выбора, определения индивидуальной траектории образования.
Южно-Российским государственным университетом экономики и сервиса (ЮРГУЭС) накоплен значительный опыт интеграции образовательных учреждений в университетский комплекс. Целенаправленная работа по реализации идеи непрерывности профессионального образования проводится в ЮРГУЭС с начала 90-х гг. Система многоуровневого непрерывного образования ЮРГУЭС является средством повышения эффективности и качества образовательного процесса благодаря объединению интеллектуальных, материальных, информационных ресурсов для подготовки специалистов всех уровней образования и проведения исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы.
1. Структурная модель учебно-научно-инновационного социально ориентированного университетского комплекса
ЮРГУЭС является многоуровневым учебно-научно-инновационным комплексом – единственным вузом сервисного профиля, легкой и текстильной промышленности на юге России (рис. 1).
учебный инновационный социальный образование
Рис. 1. Структурная модель учебно-научно-инновационного университетского комплекса многоуровневого образования
В состав структурной модели учебно-научно-инновационного университетского комплекса многоуровнего образования, созданного на базе ЮРГУЭС, входят:
– образовательный комплекс, который включает в себя факультет начального и среднего профессионального образования (ФН и СПО), объединяющий профессиональный лицей экономики и сервиса (ПЛЭС) и высший колледж экономики и сервиса (ВКЭС); факультет довузовской подготовки, включающий в себя физико-математическую школу; семь факультетов высшего профессионального образования (ВПО); магистратуру; аспирантуру; институт экономики и технологии сервиса; 4 филиала; 18 научно-исследовательских подразделений и 24 учебно-научно-производ-ственных подразделения. При этом инновационную поддержку образования оказывают факультет дистанционного образования, лаборатория математического моделирования информационных систем, а также электронная библиотека.
– научный комплекс ЮРГУЭС представляет собой совокупность научно-исследовательских подразделений, позволяющих поддерживать высокий научный уровень содержания образовательных программ, освоение самых передовых идей и методов профессиональной деятельности. Он включает в себя следующие структурные единицы:
– научно-исследовательские лаборатории РАН: совместная лаборатория математических исследований и информатики Института прикладной математики Владикавказского научного центра РАН и ЮРГУЭС; проблемная лаборатория перспективных технологий и процессов Центра исследования проблем безопасности РАН и ЮРГУЭС, ее научно-исследовательские секторы в гг. ............