Часть полного текста документа:Интонационная природа музыкально-педагогического диалога О.В. Бочкарева Эпицентр интереса в современном мире смещается от высоких технологий - " high tech" к высоким человеческим технологиям - "high hume", направленным на изучение коммуникативного воздействия на человека и изменение его сознания, мировоззрения. Актуальными становятся процессы усиления гуманитарности - общекультурного содержания образования, связанного с широтой понимания феноменов человеческой жизни, полифоническим мировидением, предполагающего гармонию знания чувств, творческих действий. Культуросообразное обучение и воспитание проявляется не столько в передаче культурного опыта, сколько в его "переплавке" во внутренне - диалогическое, рефлексивное сознание, приводящее к новому состоянию личности. Новое звучание в условиях культуросообразного образования имеет трактовка концепции диалога (М. М.Бахтин, В. С. Библер), в котором диалог выступает не только как размышление, но и в первую очередь, как нацеленность на "Другого". Это предполагает рефлексивность, поиск смысла разных культур через сравнение, нахождение общего и различного. Диалог культур - это диалог ее этапов, стилей, это диалог с предыдущими культурами и последующими. Диалог культур включает в себя и частные диалоги: различных видов искусства в мировоззренческом аспекте как картин мира; их целостных образов, воплощающих те или иные смыслы культуры; их стилистики; их отражений - воплощений друг в друге; их сопряжений и единений в творческом акте создания много или разновидового произведения, произведения синтетического. Важным представляется такое построение уроков музыки, при котором задается возможное многоголосие в амплитуде мировоззренческого отношения, предлагается широкое сотрудничество и соавторство в культурно-историческом процессе. Только в этом случае развитие аксиологических установок, самосознания может происходить посредством обогащения универсальными и национально-специфическими ценностями разных культур. Методические приемы, которые может использовать учитель музыки, весьма разнообразны: это и "приглашение" к разговору композиторов разных эпох как носителей определенных жанрово-стилевых направлений, а значит, в какой-то мере наших современников; отношение к "голосу" воспитанника как к очень ценному, а значит, имеющему право на "сотрудничество" с классиком; это может быть использование диалога между искусствами в виде взаимопроникновения тем, идей и т. д. Содержательным ядром образования, ставящего в центр диалог, является синтез как принцип культуры, проявляющийся в активном взаимодействии всех ее сторон, в том числе и всех видов искусства. Поскольку картина мира и смысл бытия постигаются искусством в художественной форме, она может выступать предметом сравнительного анализа, во первых, по основным категориям культуры( пространство, время, личность и др.) и ,во-вторых, по основным для искусств категориям формы. В содержании образования необходимым представляется выявление концептуальных и спонтанных духовных влияний различных видов искусства и связь этих влияний с формообразованием каждого из них, обозначением жанрово-стилевой целостности художественной культуры или ее конкретных направлений. Идеал педагогики настоящего времени - "человек культуры" (В. ............ |