Часть полного текста документа: Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) Немецкий композитор, органист. При жизни славился как органист и клавесинист; его композиторское творчество воспринималось современниками в связи с практической деятельностью, протекавшей в типичной для музыканта 17-18 вв. обстановке церкви, двора и города. Детские годы провёл в Эйзенахе, в 1695-1702 учился в Ордруфе и Люнебурге. В 17-летнем возрасте играл на органе, клавире, скрипке, альте, пел в хоре, был помощником кантора. В 1703-07 органист Нойкирхе в Арнштадте, в 1707-08 органист Блазиускирхе в Мюльхаузене, в 1708- 17 придворный органист, камер-музыкант, с 1714 придворный концертмейстер в Веймаре, в 1717-23 придворный капельмейстер в Кётене, в 1723- 50 кантор Томаскирхе и городской музик-директор в Лейпциге (1729- 41 глава Collegium musicum). Бах - один из величайших представителей мировой гуманистической культуры. Творчество Баха, музыканта-универсала, отличающееся всеохватностыю жанров (кроме оперы), обобщило достижения музыкального искусства нескольких веков на грани барокко и классицизма. Ярко национальный художник, Бах соединил традиции протестантского хорала с традициями австрийской , итальянской, французской музыкальных школ. Для Баха, непревзойденного мастера полифонии, характерно единство полифонического и гомофонного, вокального и инструментального мышления, чем объясняется глубокое взаимопроникновение различных жанров и стилей в его творчестве. Ведущий жанр в вокально-инструментальном творчестве Баха - духовная кантата. Бах создал 5 годовых циклов кантат, которые различаются по принадлежности к церковному календарю, по текстовым источникам (псалмы, хоральные строфы, "свободная" поэзия), по роли хорала и т.д. Из светских кантат наиболее известны "Крестьянская" и "Кофейная". Выработанные в кантате драматургические принципы нашли претворение в мессах, "Страстях", "Высокая" месса h-moll, "Страсти по Иоанну", "Страсти по Матфею" стали кульминацией многовековой истории этих жанров. Центральное место в инструментальном творчестве Баха занимает органная музыка. Синтезируя унаследованные от своих предшественников (Д. Букстехуде, И. Пахельбеля, Г. Бёма, И. А. Рейнкена) опыт органной импровизации, разнообразные вариационные и полифонические приёмы сочинения и современные ему принципы концертирования, Бах переосмыслил и обновил традиционные жанры органной музыки - токкату, фантазию, пассакалью, хоральную Прелюдию. Исполнитель-виртуоз, один из крупнейших в своё время знатоков клавишных инструментов, Бах создал обширную литературу для клавира. Среди клавирных сочинений важнейшее место занимает "ХТК" - первый в истории музыки опыт художественного применения разработанного на рубеже 17- 18 вв. темперированного строя . Величайший полифонист, в фугах "ХТК" Бах создал непревзойдённые образцы, своего рода школу контрапунктичного мастерства, что нашло продолжение и завершение в "Искусстве фуги", над которым Бах работал на протяжении последних 10 лет жизни. Бах - автор одного из первых клавирных концертов- Итальянского концерта (без оркестра), полностью утвердившего самостоятельное значение клавира как концертного инструмента. Музыка Баха для скрипки, виолончели, флейты, гобоя, инструментального ансамбля, оркестра - сонаты, сюиты, партиты, концерты - знаменует значительное расширение выразительности и технических возможностей инструментов, обнаруживает глубокое знание инструментов и универсализм в их трактовке. ............ |