Часть полного текста документа: Министерство образования РФ. Медицинский лицей № 214 Предмет История города РЕФЕРАТ Исаакиевский собор. Санкт-Петербург 1999 год На Невском проспекте в центре Санкт-Петербурга стоит уникальный монумент, удивительное творение рук человеческих - Исаакиевский собор. Исаакиевский собор - крупнейшее сооружение города. Впечатление величественности, богатства и монументальности, создававшееся им, вполне отвечало назначению главного собора столицы Российской империи XIX века. В отделке его применены скульптура, живопись, полированный камень, позолота, мозаика, витражи. Общий проект скульптурного убранства собора был создан Монферраном. Значительная роль отведена в нем рельефам - одному из наиболее распространенных видов монументальной скульптуры в период классицизма. В программе конкурса было указано, что в барельефах, размещенных на фронтонах здания, должно быть не менее одиннадцати фигур и не более тринадцати, что высота фигур должна составлять пять метров, а барельефы с целью наилучшего восприятия с удаленных точек зрения надлежит исполнить в трех плоскостях. Для создания барельефов были приглашены И. П. Витали, Ф. Ж. Лемере, П. К. Клодт, А. В. Логановский и другие. Для определения качества представленных авторами работ была образована комиссия, состоявшая из профессоров Академии художеств. Она давала заключение по каждой скульптуре перед отправкой ее в литейную мастерскую. О. Монферран Исаакиевский собор. Литография с рисунка автора. 1845 На долю Витали выпало создание большей части скульптур, в том числе тех, которым были отведены важные места на фасадах: двенадцать статуй евангелистов и апостолов над фронтонами, группы коленопреклоненных ангелов со светильниками на углах аттика, статуи ангелов над угловыми пилястрами, три большие бронзовые двери, барельефы на двух колоссальных фронтонах - "Встреча императора Феодосия с Исаакием Далматским" и "Поклонение волхвов". В процессе грандиозной работы Витали должен был решить сложную задачу согласования скульптуры с архитектурой собора. Сюжет рельефа западного фронтона "Встреча императора Феодосия с Исаакием Далматским" выражает идею союза монархии и православной церкви. В построении рельефа подчеркнуто единство этих сил. В центре композиции группа из трех фигур - римский император Феодосии, его жена Флаксила и св. Исаакий, только что освобожденный из темницы. Справа на первом плане два склоненных воина; один из них кладет к ногам Исаакия дикторские знаки. На втором плане - Сатурин и Виктор, вельможи из свиты императора, сделавшие богатое пожертвование в пользу православной церкви. Лицам их приданы черты президента Академии художеств А. Н. Оленина и князя П. В. Волконского. В левом углу помещено изображение Монферрана, в руках его модель собора. Скульптура выполнена обобщенно. Ее контуры создают лаконичный и вместе с тем выразительный силуэт. Несколько иначе выполнен рельеф южного фронтона "Поклонение волхвов". Композиция подчинена треугольным очертаниям фронтона, построена симметрично по отношению к центру, занятому стройной фигурой Марии. ............ |