Искусство Донателло \1386 – 1466\, 623 года со дня рождения
Донателло – его полное имя Донато ди Никола ди Бетто Барди – величайший скульптор первой половины 15 века.
Для средней Италии это было время окончательного и решительного преодоления еще сохраняющихся готических традиций и создание нового стиля раннего Возрождения. Первым городом, в котором создается ренессансная культура, была Флоренция. Смелые открытия, гениальные предвидения в науке, философии, эстетике, в изобразительном искусстве, осознание величия личности, вера в безграничные возможности разума – вот характерные черты этой эпохи. Роль пластического искусства была особенно велика, так как оно обращалось к самому широкому зрителю.
Три великих мастера находятся во главе нового искусства: архитектор Филиппо Брунеллески, живописец Томазо ди Джованни, прозванный Мазаччо, и Скульптор Донателло.
Его первые работы относятся к 1408 году. Статуя Давида еще сохраняет готический изгиб фигуры, придающий ей некоторую неустойчивость, но почти исчезла «бестелесность» средневековой пластики. И хотя хрупкость пропорций еще сохраняется, но одежда точно следует за реальным очертанием тела. Еще более реальным стали статуи евангелистов: св. Иоанна и св. Марка (Микеланджело скажет, что у св. Марка лицо порядочного человека и, если он был таким, можно поверить и его писаниям).
По заказу цеха оружейников мастер выполнил статую «св. Георгий», которая была установлена во внешней нише церкви Ор Сан Микеле. Эту церковь городские цеха украшали изображениями своих святых патронов. Св. Георгий был покровителем воинов и оружейников. Донателло создает образ молодого война – он стоит очень прямо, ноги широко расставлены, одна чуть выставлена вперед и выходит за край постамента, ей соответствует выставленное вперед плечо, голова юноши поднята вверх и чуть повернута влево. Благодаря такому соединению устойчивого положения тела и подвижному контуру фигуры, художник добивается необычайной достоверности образа. Густые завитки волос обрамляют тонкое юношеское лицо с решительным и воинственным взглядом.
Св. Георгий - бесстрашный герой, юношески порывистый, мужественный защитник своего народа. Он лучший из лучших, но он и один из тех, кто самоотверженно сражался за свободу своего города. На долгие годы св. Георгий стал романтическим символом Флоренции. Вазари пишет о нем: «…и, конечно, ни в одной скульптуре не найти столько жизни, ни в одном мраморе столько одухотворенности, сколько природа и искусство вложили в это произведение Донато».
В 1432 году Донателло и Брунеллески отправились в Рим. Целые дни проводят они на Форуме, древней части Вечного города. Не зная усталости, они измеряют античные памятники, мечтают найти новое. Римляне были уверены, что флорентийцы ищут в развалинах клад и с интересом за ними наблюдали.
После возвращения из Рима самой значительной работой Донателло стал Бронзовый Давид. Неизвестно, для кого статуя была выполнена, но в 1469 году она украшала внутренний дворик палаццо Медичи во Франции.
Давид – библейский герой, и цель художника воспеть самоотверженность юноши. После одержанной победы, молодой пастух стоит, чуть наклонив голову, его взгляд устремлен на поверженного врага, лицо юноши скрыто тенью от полей пастушеской шляпы, поэтому взгляд его уловить трудно. ............