Часть полного текста документа:Оглавление Введение ::::::::::::::::::::::::::::::: 2 Ханифы и Мухаммед 4 Учение Мухаммеда. Коран 12 Арабские завоевания 15 Философия ислама 17 Ислам сегодня 23 Литература 30 Введение Ислам - третья, и последняя, из развитых монотеистических религий. Она возникла на Ближнем Востоке, своими корнями уходила в ту же почву, питалась теми же идеями, основывалась на тех же культурных традициях, что и христианство и иудаизм. Эта религиозная система с её наиболее строгим и завершённым, доведённым до предела монотеизмом сложилась на базе двух её предшественников, так что заимствования в плане не только общекультурном, но и чисто теологическом, религиозно-культурном, ощутимы здесь на каждом шагу. Ими наполнена священная книга мусульман - Коран. Они сказываются на символе веры, на принципах веры, в принципах морали и т. п. В философских поисках и решениях, в сфере религиозной доктрины возникший сравнительно поздно ислам в основном ограничился заимствованием уже давно апробированных идей. В практике, в повседневном влиянии на жизнь людей, в колоссальном воздействии на культуру и быт ряда народов Африки и Азии ислам не только имеет свой неповторимый облик, но и весьма специфичен по характеру. Специфика эта настолько велика и ощутима, что специалисты далеко не случайно говорят о , об исламской (арабо-исламской) цивилизации. Ислам сыграл огромную роль в истории и культуре не только арабов, его первых и основных адептов, но и всех народов Ближневосточного региона, а также иранцев, тюрков, индийцев, индонезийцев, многих народов Средней Азии, Кавказа, Поволжья, Балкан, значительной части населения Африки. В результате арабского завоевания и под прямым воздействием ислама складывались не только судьбы народов , но и их культурные традиции, идейный багаж, нормы быта и морали, эпические образы и предания, которые и сегодня определяют их жизнь. Ислам возник в среде арабов, коренных жителей Аравии. Большинство арабов, особенно кочевники, были язычниками. Следуя древним семитским традициям, восходящим к вавилонским или даже довавилонской Месопотамии, они поклонялись солнцу и луне, различным божествам и духам, силам природы, мёртвым предкам. На юге Аравии процветал фетишизм, нашедший своё отражение в культе больших поставленных на ребро камней. Крупнейшим из них был знаменитый чёрный камень в святилище Кааба в Мекке. Окружённый многими меньшими каменными фетишами, символизировавшими других племенных божеств и духов, этот чёрный камень кубической формы воспринимался всеми арабами как высший божественный символ. Такого рода представления в Аравии были распространены довольно давно. С ними были знакомы арабы и в Мекке, и в городах Йемена. Источник их известен - это монотеистические религии, иудаизм и христианство. Иудаизм существовал в Аравии уже на протяжении ряда веков, особенно в городах. Крупные иудейские общины живших там евреев, прежде всего еврейских торговцев, активно функционировали в южноаравийских торговых центрах и довольно охотно распространяли своё учение. Христианство, в том числе несторианского толка, широко распространялось в это время среди арабов Сирии, Палестины, Месопотамии. Кроме монотеизма иудео-христианского типа на южноаравийских арабов оказывал определённое влияние и проникавший сюда из Ирана зороастризм, который в поздних модификациях, сложившихся под влиянием христианства (манихейство-маздакизм), тоже был уже близок к идее монотеизма. ............ |