Ксения Федосова
В образовательной практике нашего лицея компьютерные технологии используются широко. Если не упоминать о том, что делается с помощью компьютера для учеников, а говорить только о том, что делают сами лицеисты в течение учебного года, то в первую очередь стоит упомянуть владение Power Point. Все наши ребята за учебный год успевают дополнительно к обычным занятиям написать курсовые работы - собственные исследования по самым разным предметам и направлениям. В конце года проходит защита курсовых работ: каждый лицеист представляет полученные им результаты в виде доклада и презентации. Способность быстро и грамотно работать в Microsoft Word, чтобы набрать текст курсовой и подготовить нужные графики-схемы-диаграммы, а потом еще и выполнить презентацию – это тот базовый уровень, который приходится осваивать всем тем, кто еще не успел этого сделать до поступления к нам.
На моей специализации – фольклористике – курсовые работы пишутся по материалам, записанным в экспедиции. То есть сами ребята, прежде чем выполнять исследование, едут в глухие деревни и расспрашивают старожилов об истории их края, о местных традициях и самых разных интересностях: во что одевались бабушки, когда все было самотканое; что танцевали, когда не было магнитофонов; как и что ели, когда в деревне еще не построили магазина, а про холодильники и слыхом не слыхивали – обо всем том, что сегодняшнему горожанину, а особенно москвичу, и в голову прийти не может. Другой мир – именно это хочется показать. Что была возможна жизнь без электричества и супермаркетов. И вот здесь поджидает парадокс: та, возможная, другая жизнь, которая «была» и уже почти прошла, - та жизнь, которая, казалось бы, по своей природе противоположна современным информационным технологиям, - именно с помощью этих технологий только и может быть зафиксирована, сохранена, актуализирована и тем самым засвидетельствована в современном пространстве. Потому что современное пространство – информационное. Когда это стало понятно, пришлось нам разрабатывать такие технологии, которые бы позволяли как-то транслировать наш опыт встречи с иной культурой, при этом не ломая и не искажая саму эту культуру.
Итак, что это за технологии. Иными словами - как мы работаем. Сложно представить себе компьютер в деревенском доме, не так ли? Тем более – несколько компьютеров и ноутбуков, сканер, принтер, десяток цифровых диктофонов рядком на длинном столе у бревенчатой стены. Тем не менее, именно такова мизансцена нашей экспедиционной работы. Наш рабочий инструмент – цифровой диктофон, с которым мы каждый день отправляемся на запись. Улов – два-три часа звучания каждый день – пространные интервью с жителями деревни. Таким образом, прежде всего каждому участнику экспедиции приходится потренироваться в чисто технических навыках: освоить сам диктофон, повозиться с перекачиванием файлов с компьютера и на компьютер, разобраться с форматами записи.
Следующий шаг: каждое интервью требуется описать – составить к нему своего рода содержание. Иначе запись будет лежать мертвым грузом, никто и никогда не выудит из нее нужной информации. А если этих записей – 15-20 часов от каждого участника за десять дней работы? А участников – 15 человек? Значит, необходимо изобретать такую форму описания и систематизации материала, чтобы можно было находить информацию разного типа, да не только по своим записям, а по записям коллег, и не только по свежим следам, а и через несколько месяцев в Москве, когда подзабудешь уже, о чем говорил с Марьей Ивановной и что сказал в интервью Федор Матвеевич, а дело как раз дойдет до курсовой. ............