Курсовая работа
по логопедии
на тему:
Использование массажа в коррекционно-логопедической работе с дизартриками
Рязань, 2009 год
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие дизартрии и современные представления о ней. Краткие сведения о формах дизартрии
1.1 Приемы коррекции дизартрии
Глава 2. Метод массажа в коррекции речевых расстройств
2.1 Актуальность использования массажа
2.2 Физиологическое действие массажа
2.3 Виды и приемы массажа, используемые в логопедической практике
2.4 Приемы логопедического массажа
2.5 Общие рекомендации к проведению массажа
Глава 3. Использование массажа в коррекционно-логопедической работе с дизартриками
3.1 Массаж при различных формах дизартрии
3.2 Приемы расслабляющего массажа, как одного из методов работы с дизартриками
3.3 Массаж при двигательных нарушениях, обусловленных дизартрией
Заключение
Список литературы
Введение Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления речи. Речевой функцией ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Овладение правильным произношением большинства звуков происходит у него не сразу, а чрез промежуточные звуки. Это период так называемого физиологического (возрастного) косноязычия (12, стр.4).
Необходимо отметить, что этот термин был впервые введен Хватцевым М.Е. и просуществовал в логопедической практике до 60-х годов прошлого столетия. Именно благодаря Правдиной О.В. и Ляпидевскому С.С. термин "косноязычие" был отменен, а все произносительные дефекты разделены на дислалию и дизартрию, поэтому термин "дислалия" - сравнительно новый, и многие авторы придерживались тенденции употреблять народный, общепринятый термин "косноязычие" (4, стр.100 - 101).
Под дислалией понимаются нарушения звукопроизношения, обусловленные расстройством нейродинамики (слабостью дифференцировок) функциональной или органической природы. Своеобразие фонетических нарушений звукопроизношения, неизжитых детьми в дошкольном возрасте, в дальнейшем самостоятельно не исчезают, а переходят в стойкие дефекты произношения. При относительной норме лексико-грамматической стороны речи у ребенка дислалия может выступать в виде изолированного дефекта. Однако встречаются случаи, когда дислалия сопутствует более сложным речевым нарушениям, выражающимися в различной степени лексико-грамматического недоразвития.
Так или иначе, "дислалия у детей зависит не столько от несовершенства функций их слухового анализатора, сколько от трудностей выработки соответствующих артикуляционных укладов, т.е. от трудностей выработки сложной координации движений органов речевой артикуляции" (14, стр.4).
Чем чаще в семье обращают внимание на воспитание у ребенка правильного звукопроизношения, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка. Вследствие условно-рефлекторного механизма речи недостатки произношения могут прочно закрепляться и превращаться в стойкую дислалию.
Глава 1. ............