Часть полного текста документа:Тема: ИСЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗОВ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН У ПОДРОСТКОВ. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I Теоретические подходы к проблеме пола 1.1 Половые различия как предмет психологических исследований 6 1.2 Формирование половой дифференциации и идентификации в разных психологических школах 9 ГЛАВА II Методы экспериментального исследования 25 ГЛАВА III Анализ результатов исследования 30 ВЫВОДЫ 37 ЛИТЕРАТУРА 39 ПРИЛОЖЕНИЕ Введение Актуальность данной проблемы обусловливается, в частности, теми особенностями, которые характерны для современной семьи: омоложение брака, увеличение числа разводов, связанных преимущественно с неумением супругов строить свои взаимоотношения, с неверными представлениями молодых людей о роли мужчины и женщины в семье. Социальный прогресс с его демократизацией отношений полов, стирание границ между "мужскими" и "женскими" профессиями, совместное обучение и работа изменяют и нормативные представления о мужских и женских половых ролях, нивелируют многие, казавшиеся раньше "естественными", различия. Изменения эти происходят довольно быстро и вызывают у многих людей адаптивное напряжение, сопровождающееся психологическим дискомфортом. В тоне дискуссий о феминизации мужчин и маскулинизации женщин звучит тревога едва ли не за биологическое вырождение тех и других. Идеалы маскулинности и фемининности сегодня, как никогда, противоречивы. Во-первых, традиционные черты в них переплетаются современными. Во-вторых, они значительно полнее, чем раньше, учитывают многообразие индивидуальных вариаций. В-третьих, и это особенно важно, они отражают не только мужскую, но и женскую точку зрения. Согласно идеалу "вечной женственности" буржуазной моды XIX в., женщина должна быть нежной, красивой, мягкой, ласковой", В то же время - пассивной и зависимой, позволяя мужчине чувствовать себя по отношению к ней сильным и энергичным. Эти качества и сегодня высоко ценятся, составляя ядро мужского понимания женственности. Но в женском самосознании появились также новые черты: чтобы быть с мужчиной на равных, женщина должна быть умной, энергичной, предприимчивой, т. е. обладать некоторыми свойствами, которые раньше составляли монополию мужчин (только в принципе). Неоднозначен образ мужчины. Раньше ему предписывалось быть сильным, смелым, агрессивным, выносливым, энергичным, но не особенно чувствительным (другое дело - проявление "сильных" чувств вроде гнева). Эти качества и сегодня очень важны. Для мальчика-подростка важнейшие показатели маскулинности - высокий рост и физическая сила; позже на первый план выступает сила воли, а затем интеллект, обеспечивающий успех в жизни. В подростковом и юношеском возрасте соответствующие нормативные представления особенно жестоки, стереотипны; желая утвердиться в своей мужской роли, мальчики всячески подчеркивает свое отличие от женщин, стараясь преодолеть все, что может быть воспринято как проявление женственности. У взрослых эта поляризация ослабевает. Мужчина начинает ценить в себе и других такие тонкие качества, как терпимость, способность понять и другого, эмоциональную отзывчивость, которые раньше казались ему признаками слабости. ............ |