СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Характеризующие свойства организаций 2. Критерии оценки эффективности 3. Заключение Список литературы
Введение Одной из главных задач управления является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система. Целеполагание это исходный момент в деятельности менеджера, приобретающий все большее значение в условиях развивающейся рыночной экономики. В результате разгосударствления и демонополизации, законодательного закрепления многообразия форм собственности, децентрализации и регионализации управления экономикой в ней с каждым годом увеличивается число вновь образуемых предприятий. Они начинают свой жизненный цикл со стадии создания, на которой прежде всего определяются цели и задачи организации, ее специализация, размеры, ресурсы, рынки потребителей продукции или услуг и т.д. Те же задачи должны постоянно решать и действующие самостоятельные хозяйствующие субъекты, несущие всю полноту ответственности за результаты. Целевая функция начинается с установления миссии предприятия, выражающей философию и смысл его существования. В ней обычно легализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и действительные намерения руководства, дается определение самых важных характеристик организации. В прежних условиях хозяйствования наши предприятия не определяли свою миссию, так как при централизованном управлении цели и задачи каждого управляемого объекта устанавливались и жестко диктовались сверху. Как правило, они раскрывались через систему плановых заданий и показателей использования выделенных центральными органами ресурсов. Сейчас вступающие в силу законы рыночной экономики требуют определенных правил поведения хозяйствующих субъектов. Среди них обнародование миссии организации, дающей представление о ее назначении, необходимости и полезности для окружающей среды, сотрудников, общества в целом. Между миссией организации и более общей системой, частью которой она является, не должно быть противоречий. Наукой менеджмента не выработаны какие-либо универсальные правила, применяемые в процессе целеполагания. Поэтому существует множество самых разнообразных подходов к определению миссии и к ее содержанию, отражающие оценку роли и значения организации в первую очередь со стороны руководителей, принимающих решения. На первом месте должны стоять интересы, ожидания и ценности потребителей (покупателей производимой продукции), причем не только в настоящее время, но и в перспективе.
1. Характеризующие свойства организаций Каждая организация характеризуется следующими основными свойствами: - организация преобразует ресурсы в виде материалов, технологий, людей и информации в желаемые конечные состояния или цели; - организация взаимодействует с внешней средой для получения ресурсов и сбыта готовой продукции; - в рамках организации осуществляется горизонтальное и вертикальное разделения труда (в том числе управленческого); - роль руководителя в организации, как правило, является многоцелевой. Он обрабатывает информацию и принимает решения, организует их реализацию и контролирует исполнение; - организация характеризуется производительностью (результативностью), определяемой как отношение объема выходного продукта к общим затратам. Каждая организационная система обладает уникальными функциональными характеристиками: сочетанием затрат, сочетанием процессов преобразования, сочетанием видов продукции, параметрами внешней среды и т.д. Для оценки полного множества возможностей или путей повышения эффективности организационных систем необходимо рассмотреть отдельные показатели (критерии), определяющие этот комплексный показатель. Управление эффективностью (результативностью) неразрывно связано с маркетингом, управлением качеством, планированием эффективности, измерением трудозатрат, бухгалтерским учетом, финансовым контролем и кадровой политикой, во многом определяющей качества трудовой деятельности. При изучении конкретных организаций могут встречаться различные комбинации значений этих критериев (показателей). ............