Часть полного текста документа:Исследование ценностных ориентации старшеклассников: содержание, сущность, основные цели А. В. Атаманчук, А. Н. Бобров, лицей-интернат СевКавГТУ для одаренных детей Ставропольского края Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последние десятилетия, направлены на использование личностно-ориентированных образовательных технологий. В связи с этим изменилось отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоемких технологий невозможен без умножения интеллектуального потенциала страны. Это, в свою очередь, привело к существенному усилению интереса к фундаментальным научным разработкам, направленным на выявление психологических закономерностей и механизмов развития одаренности, а также к практико-ориентированным исследованиям, их апробации и внедрению разрабатываемых методов поиска, обучения и развития одаренных детей. Однако при их реализации нередко возникают как психологические, так и педагогические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования. Как известно, одаренность имеет культурные детерминанты. Соответственно культурный аспект "одаренности" в довузовском образовании должен играть одну из главных ролей в становлении духовно-нравственной личности, способной к непрерывному образованию, саморазвитию, самоактуализации. В этой связи возрастает актуальность изучения ценностных ориентации подрастающего поколения, обусловленная потребностями образовательной сферы в научно обоснованных подходах к формированию всесторонне развитой личности. Ценностные ориентации мы рассматриваем как смыслообразующую основу человеческой жизни, обозначающую для личности все то, что затрагивает ее как субъект: сознание и самосознание, целеполагание, избирательность и свободу, т. е. ценностные ориентации выражают внутренний мир личности. Являясь отражением представлений индивида о ближних и дальних целях, ценностные ориентации характеризуют субъектно-объективные отношения к окружающей среде, совершаемой или планируемой деятельности [2]. В рамках научного исследования нами проведена диагностика ценностных ориентации старшеклассников по методике М. Роккича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Было протестировано 54 учащихся 11-тых и 10-тых классов лицея-интерната СевКавГТУ для одаренных детей Ставропольского края. Ценностные ориентации М. Роккич подразделяет на терминальные и инструментальные. Терминальные ценности, согласно классификации Роккича, подразделяются на: 1) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); 2) активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); 3) наличие хороших и верных друзей; 4) здоровье (физическое и психическое); 5) уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). Инструментальные: 1) твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); 2) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); 3) образованность (широта знаний, высокая общая культура); 4) честность (правдивость, искренность); 5) ответственность (чувство долга, умение держать свое слово). Испытуемым предлагалось проранжировать список ценностей, причем таким образом, чтобы на первое место стала наиболее значимая и важная в их жизни. ............ |