Часть полного текста документа:Источники драматургии Димитрия Ростовского Н. Д. Голованова Источниковедением духовной драматургии Димитрия Ростовского занимались многие исследователи. Во вступительной статье к "Успенской драме" Сперанский говорит о близости содержания пьесы к сказаниям об Успении Пресвятой Богородицы, обращает внимание на сходство с фрагментами житий, а также называет в числе источников "Успенской драмы" "Руно орошенное" (1675). Эти произведения выполняли не только идейно-смысловую, дидактическую и эмоционально-образную функции, но и влияли на стиль и своеобразие стихотворной организации пьесы. Е. В. Жигулин посвятил данной проблеме целую главу своей диссертации. Источниками драматургии Димитрия Ростовского он считает несколько произведений: "Алексий человек Божий" (1673-1674), "Действие неа сСтрасти Христовы списанное" (1680), "Царство Натуры Людской" (1698), ставившаяиеся в Киево-Могилянской коллегии, где учился Димитрий, а также пьесы, постановки которых были осуществлены в Московской Славяно-Греко-Латинской Академии: "Ужасная измена сластолюбивого жития с прискорбным и нищетным" (1701), "Страшное изображение второго пришествия Господня" (1702). В диссертации Е. В. Жигулин также сосредоточил свое внимание на анализе важных источников, сохранившихся в библиотеке ростовского митрополита: византийской драмы "Христос Пасхон", пьесы Виленской Академии Общества Иисуса "Любовь побеждающая и побежденная" (1682), латинской драмы о Теофиле. М. В. Дубова в своей статье "Изображения Страстей Христовых в молитвословии Димитрия Ростовского" указывает целый ряд произведений, связанных непосредственно с диалогом на Страсти Господни святителя Димитрия: "Летописец", "Диариумш", "Руно орошенное", жития, письма, "Казане на Сстрасти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа", "Слово на неделю жен-мироносиц", "Поучение на память Димитрия Солунского", "Поучение на неделю Фомину", "Поучение второе на воздвижение Креста", "Поучения в неделю 13-ю по Св. Духе", "Благодарственное Страстей Христовых воспоминание", "Плач на погребение Христово", "Поклонение 5 язвам Христовым", "Молитва или краткое Сстрастей Христовых воспоминание", "Молитва Иисусу Сладчайшему и поклонение Страстям Его", "Целование удов и ран". Целью данной работы является исследование и систематизация источников, не указанных предыдущими авторами. Круг поиска - это богослужебная литература и канонические тексты. Главными источниками "Успенской драмы" являются: Библия, Сказания Иоанна Богослова и Иоанна Солунского об успении Пресвятой Богородицы, поклоненияпеснопения Успенской службы, канон Андрея Критского, собственные проповеди Святителя. Димитрий очень трепетно и бережно подходит к текстам Святого Писания. Здесь для митрополита важно точно передать содержание пророческого сна Иакова, рассказать о предках Богородицы и Иисуса Христа, значительнымиважными являются события жизни Аарона, Гедеона., вВ содержание пьесы вкрапляются и притчи из Нового Завета, рассказ об апостолах из апокрифов и т. д. Если эти тексты являются фундаментом, стержнем сквозного действия пьесы, функционально формирующим сверх-задачу автора - "направить очи духовне к Горнему миру", то. Песнопения в тесной связи с Библией и апокрифами составляют эмоционально-духовную основу драмы "На Успение Пресвятой Богородицы". ............ |