Часть полного текста документа:История бизнеса на Руси М. Туган-Барановский в своем труде "Русская фабрика в прошлом и настоящем" писал, что русские ремесленники "ничего не принимают на заказ, но все изготовляют для продажи - башмаки, туфли, сапоги, кафтаны и другие предметы одеяния, шубы, постели, одеяла, столы, стулья - короче всевозможные предметы". Все эти вещи ремесленники поставляли купцам за определенную плату, а те продавали их в своих магазинах. При редкости населения и ничтожном количестве городов в московской Руси торговец являлся необходимым посредником между производителем и потребителем. Поэтому, как заключает М. Туган-Барановский, "торговец не мог не быть крупной фигурой в общественной и экономической жизни старого времени" Русским купцам приходилось вести ожесточенную конкурентную борьбу с иностранцами, которые при Петре 1 стали активно действовать на российском рынке, умело и сплоченно воздействуя на городские власти. Как писал Посошков, иностранцы, приехав "засунут сильным персонам подарок во сто - другое, то за сто рублев сделают они, иноземцы, прибыли себе полмиллиону..." Еще до Петра 1 Русь выработала несколько форм соединения промышленных и торговых сил. Обычной формой такого соединения был торговый дом. Это - экономический союз неразделенных родственников - отца, братана брательников, племянников. В нем не было ни сложения капитала, ни совместного ведения торговых операций: всеми делами управлял большак - отец или братан, которые несли перед правительством полную ответственность за все дела кровных родственников и приказчиков. В конце XVI века славился своими торговыми делами торговый дом братьев Строгановых, заработавших на солеварном бизнесе 300 тысяч рублей. Черта первого поколения русских предпринимателей - неуемное стремление вырваться любой ценой из пут крестьянско-крепостного рабства и подняться хотя бы на одну ступеньку выше. Второму поколению присуща упорная жажда обогащения, деспотизм и самоограничение, вместе с которыми рождается стремление к общественному служению и благотворительности, меценатству. Облик третьего поколения крупных русских предпринимателей определяется культурными достижениями в бизнесе и ростом политического самосознания. Яркой иллюстрацией этого служит путь становления одной из самых знаменитых предпринимательских династий России - Морозовых, в родословной которых представлена почти вся история российской промышленности. Их отличает крестьянское происхождение, связь со старообрядством, упорство в достижении цели, что было типично для всего крупного предпринимательства. Об основателе династии Савве Морозове сохранилось легенда, что свой товар - красиво отделанные кружева, ленты, бахрому он носил сам, пешком от владимирского села Зуева, за сто верст от Москвы: уходил засветло, а к вечеру уже входил со своим красным товаром в богатые дома Москвы. Конкурентоспособность его товара была настолько высока, что вскоре скупщики стали выходить ему навстречу, чтобы первым взять товар. Обладая, как и многие русские купцы двойственностью натуры, Савва Морозов, как и первые Рокфеллеры в Америке, использовал все средства обогащения, например, промышлял торговлей фальшивыми ассигнациями. В дальнейшем росте Морозовских капиталов большую роль сыграло вхождение Саввы Васильевича Морозова в состав Рогожской общины московского старообрядчества. ............ |