На правах рукописи
Борейко Ирина Михайловна
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ фортепианного исполнительства»
у студентов-пианистов средних специальных учебных заведений
13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания
(музыка; уровень профессионального образования)
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Екатеринбург – 2010
Работа выполнена в ГОУ ВПО
«Уральский государственный педагогический университет»
Научный руководитель
доктор искусствоведения, доцент Бородин Борис Борисович
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор Мариупольская Татьяна Геннадьевна
доктор культурологии, профессор Девятова Ольга Леонидовна
Ведущая организация ГОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко»
Защита состоится 26 ноября 2010 г. в 14.00 часов в аудитории 316 на заседании диссертационного совета Д 212.283.05 при ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по адресу: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26
С диссертацией можно ознакомиться в диссертационном зале научной библиотеки ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Автореферат разослан 25 октября 2010 г.
Ученый секретарь диссертационного совета Матвеева Л.В.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Система профессионального музыкального образования в России пользуется заслуженным признанием во всем мире. Средние специальные учебные заведения занимают в ней особое место – именно здесь обучающиеся получают основные знания, умения и навыки, которые становятся фундаментом их творческого роста. Для специальности «0501 Инструментальное исполнительство, специализация фортепиано» неотъемлемым компонентом профессионального базового комплекса является история данного вида творческой деятельности, которая представлена в учебной дисциплине «История фортепианного исполнительства», нацеленной на развитие исполнительской культуры будущих музыкантов.
Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», принятой Правительством Российской Федерации, главной задачей образовательной политики в стране является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». Однако, как показывает опыт, у студентов-пианистов и даже выпускников средних специальных учебных заведений нередко наблюдается диспропорция между уровнем развития практических навыков исполнительства, приобретаемых на занятиях по специальности, и уровнем их теоретической оснащенности в области фортепианного искусства. Основные исторические и теоретические знания в данной сфере студенты получают в процессе изучения дисциплины «История фортепианного исполнительства». Усвоенные знания являются верным руководством в их дальнейшем профессиональном становлении и творческом поиске: они становятся базисом для выработки у будущих пианистов историчности мышления применительно к музыкальному искусству, стилистической грамотности в их исполнительской деятельности, способствуют формированию профессионально обоснованных критериев оценки явлений исполнительского искусства. ............