Содержание
1. Общее языкознание как учебная дисциплина. 2
2. История лингвистических учений как составная часть курса «Общее языкознание» 8
3. Периодизация истории лингвистических учений. 11
Список использованной литературы.. 14
1. Общее языкознание как учебная дисциплина
Курс «История лингвистических учений» является составной частью курса общего языкознания, которым завершается цикл лингвистических дисциплин в системе высшего филологического образования России. Общее языкознание сформировалось как особая дисциплина в первой четверти XIX столетия, а учебные планы университетов и педагогических институтов нашей страны оно было введено в 1963 г.
Общее языкознание — это своеобразная философия языка. Оно занимается не решёнными до сих пор проблемами, связанными с языком, и отвечает на множество весьма сложных вопросов, которые интересовали человечество с древнейших времён. Что такое язык? Как возник язык? Как он устроен? Как развивается? Из каких элементов состоит? Как эти элементы взаимодействуют? Можно ли мыслить без языка? Почему люди говорят на разных языках? Что позволяет всем языкам, таким разным, одинаково успешно описывать мир? Возможно ли совершенствование языка? Как языки действуют? Что помогает человеку без видимых усилий из огромного набора слов и выражений выбирать именно те, которые соответствуют данной ситуации? Как нетрудно заметить, эти вопросы ставились и в курсе «Введение в языкознание». Однако студенты филологических факультетов возвращаются к ним уже на новом уровне; после освоения историко-лингвистических дисциплин, изучения систематического курса современного русского языка, диалектологии, стилистики, лингвистического анализа текста и др. Общее языкознание не просто теоретически обобщает всё содержание лингвистических курсов, но и знакомит студентов с множеством фактов, над которыми задумывались выдающиеся умы разных эпох и разных стран; рассказывает о теориях и гипотезах, объясняющих сущность языка и тех процессов, которые с языком связаны.
Общее языкознание — особая наука. Вообще чтобы признать какую-либо область знания наукой, необходимо наличие своего объекта и предмета исследования, а также своих специальных методов и приёмов получения знаний.
Объектом изучения общего языкознания, как правило, называют язык. Но, учитывая новейшие достижения отечественного и зарубежного языкознания, точнее было бы говорить, что объектом изучения общего языкознания является речевая деятельность, или язык в действии.
Речевая деятельность осуществляется в разных сферах жизни людей (психической, физиологической, социальной, культурной и т.п.). Вот почему речевую деятельность изучают не только языковеды, но и представители других наук: психологи, физиологи, антропологи, логопеды, философы, литературоведы, культурологи; специалисты в области анатомии, кибернетики, семиотики, информатики и т.д. Но лишь для языкознания «язык в действии» является единственным объектом исследования, в то время как для каждой из перечисленных выше наук речевая деятельность, или «язык в действии», — лишь один из интересующих их объектов, к тому же, не главный. Например, объектом изучения психологии являются процессы отражения человеком и животными действительности. ............