МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
РЕФЕРАТ
на тему '' ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»
по дисциплине «Политология»
КИЕВ 2011
Содержание
Введение
1. Основные направления развития политической науки 2. Политико-правовая мысль Древнего Востока
3. Политическая мысль европейского средневековья
4. Политическая мысль Возрождения и Реформации
Литература
Введение Политология как наука возникла сравнительно недавно, но политические идеи, концепции и теории формировались веками. Возникновение первых политических учений тесно связано с появлением государства. Первенство в этом отношении принадлежит государствам Древнего Востока. Однако своей наивысшей точки политическая мысль древнего мира достигает в западном регионе. Политическая традиция древних государств дала миру несколько общих парадигм.
Наиболее ранней теоретической моделью понимания феномена политического была теологическая парадигма. Она характерна для ранних этапов существования общества. Политика, политическая власть рассматривались как явления надприродные, созданные Богом. Все политические изменения объяснялись божественной волей и божественным промыслом. При таком подходе значение человеческого фактора в политике было сведено к нулю.
Теологическую логику политических взаимоотношений людей и власти переняли тоталитарные режимы ХХ в. Людские массы рассматривались как неспособные понять высшую волю Божества, власть воплощала в себе загадку, и только небольшому числу избранных было дозволено разгадать (или разгадывать) эту загадку, и стать посредниками между народом и Богом. Тоталитарные режимы функционировали благодаря жесткой иерархии, признанию высших авторитетов, которые могли объяснить и нести в народ недостижимые для обыденного понимания высшие идеи.
1. Основные направления развития политической науки
Натуралистическая парадигма начинает формироваться с ХV-XVI вв. Это определенный исторический рубеж, когда феодализм с его крепостным правом, закрытым и провинциальным характером перешел так называемый «порог необратимости» и утратил историческую перспективу. В связи с кризисом феодализма появляются кардинально новые идеи, распространение которых ускорялось научно-техническим прогрессом, развитием новой структуры общества, распространением рационального способа мышления, открытиями в науке.
Основными проблемами, которые вышли на передний план и требовали решения, были: новое видение человека, понимание его свободы, прав и обязанностей; новые подходы к вопросу о собственности, право на которую отстаивали все более широкие слои населения; вопрос о доступе к власти (с ростом числа собственников закономерно возрастало число людей, которые могли и хотели принять участие в политической жизни). Нарождающиеся капиталистические условия требовали изменения основных подходов к пониманию феноменов политики и власти.
Согласно натуралистической парадигме природа, источники и границы существования политики определяются внесоциальными факторами, которые носят не приобретаемый, а врожденный или неизменный для человека и общества характер. К таким внесоциальным факторам относили географическую среду, инстинкты, рефлексы и физиологические особенности человека. ............