Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию РФ
Уральский государственный университет им. А.М. Горького
Институт по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук
Реферат
по истории педагогики
тема «История педагогической риторики»
автор-составитель:
Новосельцева Г.А.
соискатель ИПКК УрГУ
научный руководитель:
д.филол.н., профессор
Акимова О.Б.
Екатеринбург
2008
Содержание
Введение
1. История педагогико-риторического идеала
1.1 Риторика как наука и учебная дисциплина
1.2 Этапы становления и характерные особенности педагогико-риторического идеала
1.3 Особенности русского риторического идеала и перспективы его возрождения
2. Категориальная и концептуальная структура современной отечественной риторики
2.1 Современное состояние отечественной риторики
2.2 Современные риторизированные технологии
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В эпоху стремительно развивающихся рыночных отношений в России и в связи с новизной социальных условий и потребностей проблема овладения свободным, подлинно культурным словом для любого члена общества, пожалуй, как никогда актуальна. Особенно важно это для педагогов, чья речь не только главное орудие профессиональной деятельности, но и образец, сознательно или бессознательно усваиваемый обучающимися, а значит, неизбежно «тиражируемый» ими в речевой среде.
Проблема профессионально-речевой подготовки преподавателей до сих пор, по сути, решается преимущественно в области лингвометодики. Это делается в методике преподавания русского языка в вузе (так, проф. Т.А Ладыженская отмечает, что научиться владеть устной речью в ее»планирующей, познавательной и воздействующей функции» - значит «научиться владеть важнейшим профессиональным умением учителя вообще, учителя словесника особенно»*. Этому уделяется внимание и в методике обучения русскому языку как иностранному, и в методике обучения иностранным языкам в вузе (работы С.Г.Борзенко, Н.Н. Зыковой, А.С. Карпова, С.Я. Ромашина, система интенсивного обучения иностранным языкам Г.А. Китайгородской), а также в работах А.А.Леонтьева по психологии педагогического общения. Теоретической базой этих исследований, на основе которых формируются и конкретные практические рекомендации, служат теория лингвометодики, теория речевой деятельности, современные стилистика и синтаксис, коллоквиаллистика, педагогическая психология, общие работы по культуре речи. Объединить эти направления разработки столь сложной и актуальной проблемы обучения профессиональной педагогической речи и речевому поведению единой концепцией до настоящего времени не представляется возможным. ............