Содержание-план
Введение……………………………………………………...1
Литейное производство в Древней Руси…………………...1
Технологии литейного производства в XVI-XIX вв. ……..2
Литейное производство в СССР…………………………....3
Место литейного производства в современной России…..4
Перспективы развития литейного производства………….4
Список используемой литературы…………………………7
Отливка изделий известна человечеству с незапамятных времён. Археологическими изысканиями в древнейших культурных центрах установлено, что уже за 6 веков до нашей эры производство отливок стояло на сравнительно высоком уровне. Исследованиями древних стоянок человека было установлено, что уже в последнюю эпоху каменного века (приблизительно 4000 лет до нашей эры) предки уральцев умели выплавлять металл, отливали топоры, наконечники для стрел, украшения и предметы домашнего обихода. В древние времена для изготовления сложных литейных форм использовали глиняные формы. Моделью служила восковая фигура, которую лепил из этого материала художник. Модель обмазывали глиной, оставляя отверстие для заливки жидкого металла и вывода газов. Глиняную форму прокаливали, при этом воск из неё выплавлялся, и форма приобретала прочность, затем в неё заливали расплавленный металл.
Литейное производство в Древней Руси достигло расцвета в конце XII и начале XIII века. Появились двусторонние формы из твёрдого камня с разветвлёнными литниковыми системами, позже стали применять формовку в глине. Металл плавили в тиглях. Производили медные и бронзовые изделия – предметы домашнего обихода, украшения, оружие (наконечники для стрел и копий, клинки). Более значительное развитие литейное производство получило во времена правления Ивана III. Тогда началась активная отливка пушек сначала из бронзы, а затем из чугуна. Русская артиллерия того времени становится самой мощной в мире. В XV веке из чугуна в 1445 году начинают отливать трубы, а в 1469 г. – гири для весов. В технологии формировки XVI в. Применяли в основном сырой кварцевый песок и смешанную с шерстью глину. Позже вместо глины стали применять более прочный материал – гипс. По изготовленной гипсовой модели мастер готовил гипсовую же форму, но состоящую из нескольких частей, с таким расчетом, чтобы её можно было снять с модели. Снаружи гипсовые куски покрывали внешним слоем гипса, который, затвердевая, образовывал как бы раковину для кусков гипса. Таким образом, форма состояла из двух слоёв: внутреннего (отдельных кусков) и наружного (кусков – раковин). Внутреннюю поверхность смазывали, наносили на неё восковой слой такой толщины, какую должна была иметь отливка. Затем устанавливали металлический каркас – основание стержня. Вокруг него вновь собирали гипсовую двухслойную форму. Заливали внутрь специальный стержневой состав на основе алебастра. После его затвердевания форму разбирали, причём слой воска оставался на стержне. Модель отделывали, зачищали, припаивали к ней восковые модели литниковых каналов. Затем наносили кистью особый формовочный состав, который, засыхая, образовывал облицовочный слой формы. После этого форму обкладывали кирпичами толщиной 150-200 мм, стягивая их металлическими обручами. Сушку форму производили на месте. Сначала расплавляли воск, а расплавленную бронзу заливали в нагретую до 900-950° C форму. ............