Часть полного текста документа:История судебной статистики в дореволюционной России Введение. Правовая статистика играет серьезную роль в изучении преступности, в выработке мероприятий по борьбе с ней. Зная количество совершенных преступлений, их структурность и динамику, располагая сведениями о личности преступника, распространенности преступлений в отраслевой структуре хозяйства страны, органы юстиции и общественность могут детально изучать объем и причины преступности и бороться с ней. Показатели статистики представляют источник, с помощью которого имеется возможность контролировать работу суда, прокуратуры и исправительных учреждений, решать вопросы об их дислокации, обосновывать необходимость введения новых законов и отмены устаревших. Ознакомление с историей судебной статистики представляет большой интерес. Еще в начале XIX века был создан ряд интереснейших приемов исследования преступности, контроля над органами юстиции, обобщения статистических материалов науками уголовного права и процесса, организации уголовной статистики суда, прокуратуры, тюрем. I. Организация судебной статистики. История судебной статистики России берет свое начала с 1802 года, с организации министерств. Именно в это время началось систематическое собирание и разработка отчетных материалов, что было предписано законом. Собирание разных статистических сведений существовало и раньше для нужд правительства, но, во-первых, оно, как правило, не носило систематического характера и, во-вторых, отсутствовал специальный центральный орган куда бы эти материалы поступали. Кроме того, данные материалы освещали преимущественно численность населения и экономико-географическое положение отдельных мест страны, почти не касаясь вопросов, являющихся предметом судебной статистики (преступления, преступники и деятельность органов, осуществляющих правосудие). Основным явлением в экономической жизни страны в этот период было разложение старого крепостного хозяйства в связи с развитием новых, прогрессивных для того времени капиталистических отношений. Положение крестьянства становилось все более тяжелым, что вызывало постоянные мятежи и беспорядки. Крепостное право стало тормозом развития производительных сил страны, на фоне этого наблюдалось развитие буржуазных отношений. В этих условиях царское правительство в целях обеспечения наиболее эффективного проведения внешней и внутренней политики осуществляет ряд реформ, и в частности реорганизацию государственного аппарата. Это, в свою очередь, и потребовало создания совершенно новой системы государственной статистики, необходимость и важность которой для государственного управления хорошо сознавали правящий тогда Александр I и большинство его министров. 8 сентября 1802 был обнародован манифест об учреждении министерств. На каждого из министров возлагалась обязанность в конце года представлять в Сенат письменный отчет. Сенат после проверке отсылал отчет государю со своим заключением. Этим манифестом было положено начало новой системе государственной статистики, в частности правовой статистики, которая сосредотачивалась в то время в министерстве юстиции и министерстве внутренних дел. Важность сбора уголовно-статистических материалов для контроля за деятельностью судебно-полицейских органов, призванных вести борьбу с любыми действиями, опасными для дворянско-крепостнического строя, хорошо осознавалась царским правительством. Особенно важную роль в организации государственной статистики сыграло министерство внутренних дел, во главе которого стоял виднейших государственный деятель того времени граф В.П. ............ |