Часть полного текста документа:История Юго-Запада Москвы Московия Москва - город необычный. Необычно само ее расположение - в самом центре древней Русской плиты - жесткого участка земной коры, который называется кристаллическим фундаментом. Являясь таким образом географическим сердцем России, Москва, начиная со времени первого упоминания о ней в 1147 году в послании князя Юрия Долгорукого, как будто магнитом притягивала к себе вождей, духовных пастырей, подвижников; благодатную почву для деяний нашли здесь многие русские князья и патриархи. Удачно расположившийся на пересечении торговых путей, город быстро рос, развивался, и вскоре уже смог стать во главе молодого государства, сплотить впоследствии Русь в борьбе против множества иноземных захватчиков, вывести ее на передовые рубежи мировой истории, и стать в дальнейшем экономическим, политическим и духовным центром нашей страны. Более 700 лет прошло с момента, когда святой благоверный князь Даниил Московский собирал вокруг Москвы разрозненные удельные княжества, чтобы вокруг маленького селения, каким была тогда будущая столица, объединить Русь. Он не был военачальником, не был завоевателем, но кротостью и смирением объединял Русские земли. До сих пор он почитается православными москвичами как покровитель нашей столицы. Позднее московский князь Иван Калита приобрел своему стольному городу значение церковной столицы Руси. Когда от татарского разгрома окончательно опустела старинная Киевская Русь, в 1299 году митрополит Максим, не стерпев насилия татарского, собрался со всем своим клиросом и уехал из Киева во Владимир на Клязьме. Но остатки южнорусской паствы не менее прежнего нуждались в заботах высшего пастыря русской Церкви. Митрополит из Владимира часто ездил в южнорусские епархии. В эти поездки он останавливался на перепутье в городе Москве. Также часто бывал и живал подолгу в Москве преемник Максима митрополит Петр, благодаря чему у него завязалась тесная дружба с Иваном Калитой. Вместе они заложили соборный храм Успения в Москве. В этом же городе митрополита Петра в 1326 году застигла смерть. Преемник Петра Феогност вовсе не захотел жить во Владимире, поселился на митрополичьем подворье в Москве, у чудотворцева гроба. Так Москва стала церковной столицей Руси задолго прежде, чем сделалась столицей государственной. Богатые материальные средства, которыми располагала тогда русская Церковь, стали стекаться в Москву, содействуя ее обогащению. Еще важнее было то, что население северной Руси с большим доверием стало относиться к московскому князю, разумея, что все его действия совершаются по благословению старшего святителя православной Церкви: "иным же князем многим немного сладостно бе, еже град Москва митрополита имяше в себе живуща". Сочувствие к князю, действовавшему рука об руку с архипастырем русской Церкви, может быть, всего более помогло ему укрепить за собою значение и власть в северной Руси. Отныне все политические успехи московского князя освящались в народном представлении содействием и благословением высшей духовной власти Руси. По прошествии нескольких десятилетий святой благоверный князь Дмитрий Донской, воспитанный митрополитом Алексием и с детства впитавший в себя православный дух русского народа, еще более упрочил власть Московского княжества. ............ |