Меньшиков В. М.
Чтобы более правильно понять российское образование, мы должны попытаться понять развитие европейского образования и в этом контексте проанализировать отечественное образование. Естественно, возникает вопрос: а нужно ли нам это? Да, это необходимо, потому что именно Западная Европа и Америка стали государствами, определяющими основные направления развития мира в Новое время, именно западная цивилизация задает сегодня основные векторы развития мировой цивилизации. И в этой связи мир должен прямо или косвенно, соглашаясь или отрицая, но принимать во внимание не только современное состояние, но и историю Западной Европы. Мы должны знать ее систему воспитания, понимать суть ее развития на каждом его историческом этапе и уметь соотносить с развитием своей системы воспитания.
Западноевропейское воспитание начинает складываться после падения Римской империи, когда на территории Западной Европы стали появляться новые государства, которые со временем выработали свою собственную, в том числе и педагогическую культуру. В истории западноевропейского образования выделяется несколько главных этапов.
Первый этап – переходный. Образование этого перехода характеризуется тем, что новые государства создают его новую систему, содержание которой представляет собой единство христианской и римской культуры.
Второй этап начинается с правления Карла Великого, когда начали складываться основы средневекового воспитания, представленного тремя его важнейшими видами: народным, военным (феодальным), духовным; в рамках последнего стало складываться классическое средневековое образование.
Третий этап – начало становления автономного образования в Европе, когда помимо образования, функционирующего в рамках церкви, начинают открываться образовательные учреждения, получавшие в той или иной мере автономию от церковных и светских властей.
Четвертый этап – эпоха Возрождения (XV–XVI вв.). Складывается классическое образование в Западной Европе и фактически складываются основы светского образования.
Пятый этап – Новое время. Создается современная педагогика и современная система образования.
Переходный период: становление западноевропейского образования
Западноевропейское воспитание – это сложнейшее явление в общечеловеческой культуре. Его формирование началось задолго до падения Римской империи. Но падение Римской империи сделало государства и народы Западной Европы самостоятельными субъектами истории, оно стало началом формирования современной западноевропейской цивилизации. Принятие христианской веры, с одной стороны, и наследование римской культуры – с другой, стали важнейшими (детерминирующими) факторами развития западноевропейского воспитания.
После падения Римской империи на ее территории образовался ряд новых государств, которые наследовали остатки римской культуры и римского образования. Первые десятилетия в этих государствах еще сохранялись римские школы. И поэтому важнейшей задачей, стоявшей перед культурой и образованием этого периода, была задача сохранения римской культуры и перетрансформирование ее в систему, основанную на христианстве. История образования западноевропейских государств первых веков – это история сохранения древнеримской культуры и образования и их перестройка на основе христианской культуры. ............