Часть полного текста документа:Из истории ренессансных интермедий. Юлия Литвинова "Флорентийский май" Красиво жить не запретишь. Во все века и времена самая разная публика имела пристрастие к театрализованным музыкальным представлениям. Менялись вкусы, менялись технические возможности постановщиков, однако роскошное зрелище в сопровождении музыки всегда пользовалось неизменным успехом. Не стоит только думать, что популярные представления подобного рода - это всегда нечто примитивное, рассчитанное на невзыскательный вкус "массовой" аудитории. История музыкального театра дает нам немало образцов "развлекательного" искусства, созданных лучшими музыкантами, поэтами и сценографами своего времени на высочайшем художественном уровне. В нашей статье мы расскажем читателю о малоизвестном до недавних пор жанре музыкальных интермедий - излюбленном развлечении аристократической публики XVI-XVII веков и, в то же время, ответственном государственном деле, существенно влиявшем на престиж организаторов представления в глазах цивилизованной Европы. Истоки жанра Интермедии появились впервые между актами древнеримских комедий Теренция и Плавта, исполнявшихся в Ферраре на итальянском языке в конце XV века, а также комедий ренессансных гуманистов, создаваемых в подражание античным. Так как в ренессансном театре сцена оставалась открытой на протяжении всей пьесы - падающий занавес применялся только в начале и конце представления, - интермедии использовались для того, чтобы подчеркнуть пятиактную структуру комедии и заполнить паузы между актами. Непосредственными предшественниками ренессансных интермедий были пантомимные, песенные или танцевальные представления, исполнявшиеся на пиршествах во время смены блюд, а также аллегорические, бытовые и юмористические эпизоды, проникавшие в литургические драмы и мистерии. Итальянские гуманисты, однако, видели в интермедиях современный аналог хора античной трагедии и комедии. Практика введения интермедий рассматривалась, таким образом, не как продолжение развитой средневековой традиции театрализованных представлений, но как возрождение древних, впоследствии утерянных или искаженных, традиций античного театра. Виды интермедий Согласно ренессансной теории, существовало два вида интермедий: apparenti (букв. "видимые", "открытые") и non apparenti ("невидимые", "скрытые"). Различие между ними определялось наличием или отсутствием сценического действия, то есть возможностью или невозможностью видеть интермедию. Если "невидимые" интермедии были всецело обращены к слуху (музыка исполнялась из-за сцены, так что музыкантов не было видно), то "видимые" интермедии воздействовали не только на слух, но прежде всего на зрение, которому эстетика ренессанса отводила первое место среди пяти человеческих чувств "и по благородству природы, и по превосходству сил, и по достоинству действий"1. При этом важнейшую особенность интермедий apparenti составляли великолепное оформление спектаклей и удовольствие, доставляемое зрелищем, о чем свидетельствуют сохранившиеся описания, изобилующие красочными подробностями и наивными восторгами по поводу различного рода технических эффектов. В интермедиях non apparenti использовалась как инструментальная, так и вокальная музыка, о полном равноправии и взаимозаменяемости которых свидетельствуют ремарки suonasi o cantasi ("играется или поется"), встречающиеся в текстах комедий и других пьес конца XV-XVI веков. ............ |