Часть полного текста документа:Изменения в местном управлении в первой половине XIX в. В.М. Марасанова В 1801 - 1811 гг. Александр I занялся преобразованиями государственного аппарата. Реформы начала XIX в. коснулись, прежде всего, центральных органов управления. Одновременно было необходимо оживить деятельность местной администрации и укрепить ее связи с центром. 1 января 1810 г. был учрежден законосовещательный Государственный Совет [1]. Важное значение имел Комитет Министров - высший административный орган, созданный одновременно с министерствами. Манифестом 8 сентября 1802 г. в России учреждалось "Министерство, разделенное на восемь отделений: Военное, Морское, Иностранных дел, Внутренних дел, Коммерции, Финансов, Народного просвещения, Юстиции" [2], а также Государственное казначейство на правах министерства. Во главе каждого отделения был поставлен министр, и сами отделения после их создания стали официально именоваться министерствами. Учреждение министерств сужало компетенцию Сената и уменьшало его значение для губернских учреждений. Проблемами управления по роду своей деятельности занималось МВД. Фактически министерство ведало всем народным хозяйством. Когда в 1819 г. эти вопросы частично были переданы в Министерство финансов, МВД осталось полицейско-хозяйственным органом с весьма разнообразными функциями. В сфере компетенции министерства находились сословные дела, проблемы городского строительства, вопросы медицинской помощи населению, дела иностранных вероисповеданий (с 1832 г.) и статистическая часть (с 1834 г.). Из МВД в качестве самостоятельных ведомств были выделены Министерство полиции (1811 - 1819 гг.) [3] и Главное управление духовных дел иностранных вероисповеданий. МВД передало Министерству государственных имуществ, созданному в 1837 г., дела о попечении над иностранными выходцами, о переселении евреев и ссыльных, дела по поощрению сельского хозяйства и управлению калмыцким народом. Строительная часть перешла в ведение Главного Управления путей сообщения. При Николае I важнейшие вопросы государственного управления сосредоточила Собственная Е. И. В. канцелярия. В связи с созданием в 1826 г. III отделения из компетенции МВД был изъят политический сыск. С середины 1840-х гг. монархия уже не проявляла даже слабых попыток реформаторской деятельности. Многие распорядительные и даже исполнительные функции сосредоточили высшие и центральные учреждения. Количество дел МВД постоянно увеличивалось. В 1803 г. в министерстве рассматривалось 24.921 дело, а в 1827 - 35 тыс. дел, то есть на 10 тыс. больше. Правительство неоднократно принимало меры по сокращению переписки. Если в 1827 г. в МВД рассматривалось 35 тыс. дел, то в 1833 г. - только 17.052, причем это не означало снижения интенсивности работы министерства. В 1834 г. по министерству числилось 19.510 дел [4]. Каждое губернское правление регулярно получало многочисленные указы высших и центральных учреждений, а также вело переписку с правительственными учреждениями других губерний [5]. В циркуляре комитета о сокращении переписки от 14 мая 1856 г., присланном в Костромское губернское правление, говорилось: "Умножение переписки не столько принадлежит основаниям нашего делопроизводства или причинам случайным, сколько происходит от ошибочного направления служебных занятий мест и лиц, особенно в низших инстанциях" [6]. В 1804 г. ............ |