ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Выпускная квалификационная работа
Тема
Профессиональное самоопределение старшеклассников как аспект деятельности социального педагога общеобразовательного учреждения
Москва – 2007г.
Содержание
Введение
Глава 1 Профессиональное самоопределение учащихся старших классов общеобразовательного учреждения как социально-педагогическая проблема
1.1 Сущность и содержание понятия «профессиональное самоопределение личности»
1.2 Виды профессионально ориентированных периодизаций
1.3 Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте
1.4 Содержание деятельности социального педагога по организации профессионального самоопределения старших школьников
Глава 2. Организация деятельности социального педагога со старшими школьниками по профессиональному самоопределению
2.1 Анализ деятельности социального педагога в образовательном учреждении со старшими школьниками по профессиональному самоопределению
2.2 Программа по организации профессионального самоопределения старших школьников «Взгляд в будущее»
2.3 Рекомендации социальному педагогу по организации профессионального самоопределения старшеклассников общеобразовательной школы
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность исследования нашей работы заключается в том, что на сегодняшний день, несмотря на работу, которая проводится психологами, социальными педагогами, консультантами и классными руководителями не многие старшеклассники определились с выбором будущей профессии. Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом - как свидетельствует статистика - большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. и причины не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью.
Переход к рынку труда не только внес коррективы, но и существенно изменил подходы к разработке теории и практики профессионального самоопределения молодежи. Дело в том, что в условиях жесткого рынка не все работники будут иметь постоянно оплачиваемую работу на протяжении всей трудовой жизни, тем более связанную с одной и той же профессией, специальностью. В связи с этим каждому специалисту необходимо не только постоянно совершенствоваться в профессии, но и быть готовым к изменению вида профессиональной деятельности, проявлять экономическую активность, уметь самореализоваться в иной плоскости общественных работ, выполняя функции «свободного посетителя» социальных услуг.
Рынок влечет за собой и такие явления, как безработица, формирование новых хозяйственных структур, переподготовка и перемещение значительных масс людей.
Вместе с тем в силу ряда объективных и субъективных причин современная молодежь оказалась не достаточно подготовленной к новым требованиям политической социально-экономической и кадровой ситуации. ............