В. Ю. Кротов (СанктПетербург)
Статья представляет результаты апробации тренинговой программы для профилактики эмоционального выгорания педагогов. Даны теоретические основания формирования оригинального взгляда на проблему эмоционального выгорания. Предложено новое определение феномена, которое подчеркивает его многомерность и открывает возможность его классификации
Термин «burnout», обозначающий «сгорание» или «выгорание», введен американским психиатром Х. Дж. Френденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [13].
Согласно современным данным, под психическим выгоранием понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы [6]. В последние годы «выгорание» рассматривается рядом ученых (В. Н. Козиев, Л. Ф. Колесникова) как «болезнь общения», которая является следствием душевного переутомления [3, 4]. Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.
Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное работой.
Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. Возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.
Редукция профессиональных достижений возникает в результате чувства некомпетентности в профессиональной сфере, осознания собственного неуспеха в ней.
В настоящее время не существует единой точки зрения на сущность психического выгорания и его структуру. Его считают следствием недостаточной информированности педагогов в данной сфере [12]. В свою очередь, причиной недостатка информации является формальный ее избыток, вызванный перегрузкой второстепенными фактами. Попытки систематизировать знания о данном феномене были осуществлены Э. Ф. Зеер, что привело к формированию типологии критических событий [2].
Эмоциональное выгорание возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса. Налицо все три фазы стресса. Фаза «напряжения» служит «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания и включает несколько симптомов:
– «переживание психотравмирующих обстоятельств», который проявляется в усиливающемся осознании психотравмирующих факторов, которые субъективно трудно или вовсе неустранимы;
– «неудовлетворенность собой», при котором действует механизм «эмоционального переноса» – отрицательная энергетика направляется не столько вовне, сколько на себя;
– «загнанность в клетку» – ощущается, когда психотравмирующие обстоятельства довлеют над личностью и устранить их невозможно, приходит чувство безысходности. Это состояние интеллектуально-эмоционального тупика; – «тревога и депрессия» – обнаруживается в особо осложненных обстоятельствах и порождает мощное энергетическое напряжение в форме переживания тревоги, разочарования в себе, профессии, в конкретной должности. ............