Часть полного текста документа:МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени М.Е.ЕВСЕВЬЕВА факультет ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ кафедра МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УТВЕРЖДАЮ: Иванова А.Г., кандидат педагогических наук, доцент Д И П Л О М Н А Я Р А Б О Т А ИЗУЧЕНИЕ ЛИРИЧЕСКИХ СТИХОТВОРЕНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Автор дипломной работы Петрова О.В. Специальность 130002-теория и методика обучения русскому языку Руководитель дипломной работы Иванова А.Г., кандидат педагогических наук, доцент САРАНСК 1998 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ЛИРИЧЕСКИМИ СТИХОТВОРЕНИЯМИ. 7 I.1. Литературоведческие основы изучения лирических стихов 7 I.2. Из истории методики работы над лирическими стихотворениями. 41 I.3. Психология восприятия лирических стихов младшими школьниками. 59 ГЛАВА II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 76 II.1. Возможности школьных учебников чтения для работы над лирическими стихотворениями 76 II.2. Владение младшими школьниками знаниями и умениями, необходимыми при работе над лирическими стихотворениями 84 II.3. Методические рекомендации. 97 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 108 ВВЕДЕНИЕ. Как отражение явлений действительности в литературе было бы неполным без лирического рода, так и школьное гуманитарное образование без изучения лирики не могло бы в полной мере выполнить стоящую перед ним задачу - быть средством формирования всесторонне развитой личности. Лирическая поэзия - важный элемент школьного курса литературы. Она приобщает к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых многообразных её проявлениях. Являясь высшим выражением духовной культуры народа, она играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности, особенно в период её становления и развития. Отражая тонкие и сложные движения души, лирическая поэзия открывает младшим школьникам величие цели и смысл гуманистических устремлений человека, нелегкие пути его к добру, красоте и правде. Глубина чувства, отраженная в лирическом произведении, побуждает читателя пристальнее вглядываться в человека, глубже понимать окружающий мир. Лирические строки воспринятые сердцем, делают нас лучше, отзывчивее, благороднее. Подлинная поэзия проникает в самые сокровенные уголки сознания. Она расширяет духовные горизонты, формирует способность понимать нравственную ценность личности, умение сопереживать. Особое значение лирики заключается в её способности доходить до самых тайных глубин душевного мира ученика и оставлять в нём неизгладимый след. Как справедливо полагает В.В. Кожинов, "уступая повествованию в широте воздействия на мир, лирика... превосходит его по глубине проникновения в духовную жизнь народа, которому она принадлежит. Лирика - это единственный вид искусства, который человек может целиком и полностью "вобрать" в себя, превратив лирическое произведение или хотя бы его фрагменты в неотъемлемую частицу своего сознания"(20,9). Большое воспитательное значение имеет и работа над пейзажной лирикой. Острее почувствовать с помощью слова поэта удивительную красоту родной природы и в то же время её хрупкость, ранимость, иногда беззащитность перед наступлением техники, сердцем понять, что природа нуждается во внимании, бережном отношении, помощи и защите со стороны каждого человека и всего общества, так важно в возрасте, когда закладываются устои нравственности. В наше время, когда воспитание культуры чувств молодых людей рассматривается общественностью как задача не меньшей важности, чем овладение достижениями современной науки, социальная роль лирики возросла. ............ |