Часть полного текста документа: ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ И ПРЕДПОЧТЕНИЙ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ Содержание Введение Глава I. Психологическая характеристика группы и коллектива. § 1. Социально - психологическая характеристика групп. § 2. Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой. § 3 Структура межличностных отношений в группах детей и подростков. Глава II. Экспериментальное изучение внутригрупповых отношений в младшем подростковом возрасте. § 1 Цель, гипотеза, задачи, предмет, объект исследования и используемые методы исследования. § 2 Психологическая характеристика и особенности межличностных взаимоотношений детей подросткового возраста. § 3 Экспериментальное изучение отношений и предпочтений в группе детей младшего подросткового возраста. § 4 Статусное положение детей с различными уровнями самооценки. Выводы и рекомендации. Заключение. Литература ПРИЛОЖЕНИЯ Введение Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу". Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности - её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях - в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими. Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах действуют общие закономерности их становления и развития. Первая из них отражает обусловленность природы межличностных отношений тем местом, которая возрастная социальная группа занимает в обществе. Вторая характеристика межличностных отношений - это их зависимость от совместной деятельности, которая в любую историческую эпоху опосредствует развитие межличностных отношений в группе, определяет их строение. Третья особенность межличностных отношений заключается в их уровневой природе - сколько-нибудь сложившаяся группа имеет определенный уровень развития, от которого зависит наличие или отсутствие тех или иных её социально-психологических особенностей и характер её влияния на индивидов. Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей особой социальной ситуацией развития. ............ |