Часть полного текста документа:1. Постановка проблемы: кому и зачем нужны исследования психотерапии Главная цель всякого психотерапевтического лечения заключается в том, чтобы помочь пациентам внести необходимые изменения в своюжизнь. Каким образом это можно сделать? Ответ на поставленный вопрос каждое направление психотерапии дает в терминах собственных понятий. Успешность илиэффективность психотерапии оценивается в зависимости от того, насколько стойкими и в широком смысле благотворными для пациента оказываются этиизменения; оптимальными будут те психотерапевтические меры, которые обеспечивают стойкий, продолжительный позитивный эффект. Разумеется, всякаяпсихотерапевтическая школа убеждена, что предлагаемый именно ею способ помогать пациентам является оптимальным, предоставляя сомневающимся проверить это насобственном опыте. В настоящее время известно и осуществляется на практике около 400 разновидностей психотерапии для взрослых пациентов ипримерно 200 - для детей и подростков (см. [25], 1994); описано около 300 психологических синдромов или констелляций симптомов, для лечения которыхрекомендуется та или иная. Если поставить себе задачу эмпирическим путем установить, какие виды психотерапии или их сочетания оптимальны для леченияодного расстройства, то придется опробовать астрономическое количество сочетаний, приблизительно равное 2400. Соответственно, чтобыполучить возможное количество сочетаний для лечения всех описанных синдромов, это число надо будет умножить еще на 300. Такие занятия комбинаторикой должныубедить читателя, что научно обоснованное изучение психотерапии - не пустая игра изощренного ума, а жизненная необходимость, обусловленная, с однойстороны, многообразием форм и проявлений расстройств и способов их лечения, а с другой - стремлением к нахождению наилучшего решения в каждом конкретномслучае. Изучение психотерапии ставит перед собой две основные задачи: во-первых, поиск эмпирического обоснования психологическихметодов лечения, т.е. выяснение, что является полезным, для кого, при каких обстоятельствах; во-вторых, описание и постижение механизмов изменений, т.е.как психотерапия в целом и различные ее разновидности в частности достигают позитивного эффекта. Разумеется, обе эти задачи взаимосвязаны: осуществлениепервой зависит от достижений в решении второй, причем именно вторая задача является наиболее захватывающей и увлекательной. Понимание механизмов психотерапиитребует также и объяснения того, каким образом соотносятся терапевтические транзакции между пациентом и терапевтом с реальными изменениями в жизнипациента вне приемной психотерапевта. У. Стайлз, Д. Шапиро и Р. Эллиот (W. Stiles, D. Shapiro & R. Elliott) [48] описывают "парадокс эквивалентности",приблизительно равнозначной эффективности лечений, в которых складываются, по всей видимости, существенно различающиеся отношения между пациентом ипсихотерапевтом. До тех пор, пока этот парадокс не будет разрешен, понимание механизмов лечения останется весьма ограниченным. В данной статье мы пытаемся обрисовать в общих чертах историю развития исследований в психотерапии; прежде всего -проанализировать изучение психодинамической индивидуальной психотерапии взрослых пациентов в амбулаторных условиях. Будет показано, как на протяжениидесятилетий происходило постепенное смещение фокуса исследовательского интереса с одной задачи на другую. ............ |