Часть полного текста документа:Министерство общего и профессионального образования РФ Вологодский государственный педагогический университет факультет филологии Изучение темы "Акмеизм" в 11 классе Индивидуальный творческий проект по литературе выполнен студенткой V курса Осининой О.В. Научный руководитель: канд. культурологии Якушева Л.А. Вологда, 2002 План Глава 1. Введение....................................................................2 1.1. Общая характеристика работы.............................................2 1.2. Методическое обоснование работы.......................................5 1.3. Анализ методической литературы.......................................14 Глава 2. Психолого-педагогическое обоснование............................18 Глава 3.Своеобразие лирики как рода литературы...........................22 3.1. Общие подходы к изучению лирического произведения...............23 3.2. Приемы анализа лирического произведения в старших классах......24 3.3. Трудности при изучении лирического произведения...................27 Глава 4. Практическая часть.......................................................28 4.1. Примерный план анализа стихотворения..................................28 4.2. Примерный анализ стихотворения..........................................29 4.3. Планирование уроков...........................................................32 4.4. План-конспект урока............................................................35 Заключение.............................................................................44 Библиография............................................................................ Приложения............................................................................. Глава 1. Введение__________________________________ 1.1. Общая характеристика работы________________________ До недавнего времени в связи с идейно-политической ситуацией в нашей стране литературный период конца XIX - начала XX в.в. являлся закрытой темой как для массового читателя, так и для изучения в школе. По этой причине исследовательской работы в плане методики преподавания данной темы долгое время почти не проводилось. Вплоть до начала 1960-х годов сколько-нибудь значительных работ об акмеизме, созданных историками литературы, также не появлялось. После официального "открытия" культуры Серебряного века литература модернизма стала широко исследоваться культурологами, лингвистами, литературоведами, методистами. В это же время впервые в программу для общеобразовательных учреждений вводятся произведения ранее никогда не изучавшиеся в школе. На сегодняшний день изучение культурного пласта, именующегося Серебряным веком, является неотъемлемой частью всех программ по литературе (см.1.2.). К сожалению, до сих пор мы не можем сказать, что создан единый труд, который был бы полным и с литературоведческой, и с методической точки зрения. Таким образом, актуальность работы обусловлена обращением к теме, недостаточно разработанной в методической литературе. Трудности изучения лирического произведения в школе предопределили исследовательский интерес к методам и приемами анализа стихотворения в старших классах. Вследствие чего мы не только изучили психолого-педагогические особенности возраста старшеклассников, но и попытались совместить их с целями и задачами образовательного процесса. Объектом работы явилось рассмотрение акмеизма как идейно - художественного направления XX века, а предметом - рассмотрение изучения данной темы в старших классах. Методологическая база работы В соответствии с выбранной темой и поставленными задачами, методология данной работы базируется на следующих принципах: 1) системного анализа, в основе которого лежит наблюдение над лирическим произведением с точки зрения специфики и функциональности его элементов; 2) интерпретации как основополагающего принципа герменевтики, предполагающего расшифровку и перевод смыслов и символов художественного произведения на язык объективного знания; 3) компаративного анализа, применяемого в данной работе как к собственно художественным высказываниям, так и к методическим разработкам; 4) метод экстраполяции психологических исследований возраста старшеклассников (работы И.С. ............ |