Часть полного текста документа:К вопросу о сущности сознания Э. К. Бороздин, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Понятие "сознания" в разных традициях Сознание (сознание) определяется уровнем знания и совершенством восприятия внешнего и внутреннего мира. Это восприятие может быть настолько медленным и примитивным, что оценить его человеческими мерками невозможно, и тогда для нас тела (или формы), стоящие на нижних ступенях мироздания, будут восприниматься как неживые, т.е. с отсутствием сознания. На высших ступенях мироздания, наоборот, сущности имеют столь совершенное, разностороннее и разноплановое восприятие реальности, что мы можем оценивать их сознание как абсолютное, вкладывая в него только содержание бесконечности сознания и оценивая его в понятиях апофетического богословия (высшее начало или Бог может быть выражен только через отрицание свойств). К оценке сознания можно подходить с разных позиций. Первая позиция заключается в том, что сознание присуще только духовному началу вещей, т.е. монаде. Духовная сущность или Искра Божья имеется во всех телах и формах. Г. В. Лейбниц в своей монадологии раскрывает сущность понятия "элементарных монад" или, как их часто называют, "атомистических душ", и понятия монадической эволюции. Каждая монада Лейбница является своим особым миром, и каждая есть своеобразное живое зеркало Вселенной в пределах своего мировидения. Ей даже приписывается произвольная самодеятельность, т.е. она создает образы произвольно, как человек сны. Лейбниц пишет: "Монады ограничены не объектом, а модификациями в познании объекта. Все они стремятся (беспорядочно) к беспредельности, к целому, но они ограничены и различаются по степени отчетливости в своих восприятиях". И далее: "Наделенные изначально не только пассивной способностью к восприятию, но и активным самосознанием элементарные монады содержат в свернутом виде все бесконечное свойства вещей" [1]. Все части Вселенной представлены в монадах. Таким образом, монады Лейбница изначально содержат ВСЁ и, постепенно раскручиваясь (эволюционируя), претерпевают изменения, совершенствуясь от атомистической души до Божественной Сущности. С этим согласуются и взгляды Е. Блавадской, которая пишет: "Как гласит Эзотерический Катехизис - каждый атом становится видимой сложной единицей и, будучи привлечен в сферу земной деятельности, Монадическая Сущность, проходя через минеральное, растительное и животное царства, становится человеком" [2]. Самое большое затруднение в этой позиции заключается в том, что у такого сложно организованного существа, как человек, должно быть столько сознаний, сколько в нем атомов (или атомистических душ), и непонятно, что заставляет их слиться в единое человеческое сознание. Поэтому, приняв такую позицию, необходимо признавать сознание каждого органа, отдельных клеток, клеточных органелл и т.д. отдельными сознаниями, самостоятельными по отношению к сознанию человека как целого. Но этот сложный вопрос не относится к предмету наших исследований. Для нас важно то, что Лейбниц даже за элементарной монадой признает полное сознание, но не проявленное из-за ограниченности возможностей восприятия или ограничений в отчетливости восприятия. Вторая позиция, которая разработана восточной философией в глубокой древности, признает сознание как свойство вещей (не только человека) и считает, что изначально любая вещь как часть Брахмана (Абсолюта) наделена абсолютным сознанием, но раскрыть его, сделать его полностью доступным для своего мышления сможет только человек, достигнув совершенства. ............ |