Часть полного текста документа:К вопросу об изучении проблемы духовной ситуации России конца XIX-начала XX вв на уроках литературы Е. В. Веникова В историко-литературном курсе проблема духовной ситуации России рубежа XIX - начала XX века не является предметом специального и пристального интереса. Школьная программа по литературе построена таким образом, что 10 класс завершается изучением творчества Чехова, а 11 класс открывается поэтическим наследием Бунина. Вместе с тем проблема рубежа веков на теоретическом уровне давно разработана, а на уровне ее практического использования в школе пока еще не рассматривалась. Для понимания специфики русской культуры период конца XIX-начала XX века имеет огромное значение. Из кризисных явлений XIX века вырастает уникальный творческий потенциал века ХХ. На рубеже веков национальное самосознание активизируется в своем поиске новых путей развития культуры и поиске новых художественных форм, чем подтверждается национальная особенность русской культуры и перспектива ее развития. На рубеже XIX - ХХ вв. Россия как никогда осознала себя на перепутье временном (между двумя эпохами) и географическом (между Западом и Востоком). Это повлияло на самоощущение творческой личности: философов, поэтов, художников, композиторов, театральных деятелей -и нашло отражение не только в образной системе, но и в мемуарной литературе А.Белого, А.Бенуа, Н.Бердяева, В.Розанова, Вс.Мейерхольда, И.Стравинского, в их переписке и воспоминаниях современников. Философская система, представленная в трудах Вл.Соловьева, Н.Бердяева, Вас.Розанова и др, .дает концептуальные предпосылки для понимания культуры конца XIX века. На труды этих философов можно ссылаться, вводя учащихся в круг дальнейших проблем изучения литературы и культуры начала ХХ века. Проанализировав собственное мироощущение, Н.Бердяев в книге "Самопознание" при помощи ключевых понятий сумел передать психологическую атмосферу жизни целого поколения "детей рубежа". Бердяев признавался, что ему всегда было свойственно чувство одиночества: "Я всегда был ничьим человеком, человеком своей идеи, своего призвания, своего искания истины. И это иногда предполагает разрыв с объективным миром" [3.С.54]. Одиночество, оторванность от мира - это следствие утраты мировой гармонии и невозможность найти выход из ситуации конца. Вместе с одиночеством возникает чувство глубокой тоски, скуки, страдания. Тоска "может побуждать богосознание, но... есть также переживание богооставленности" [3.C.58]. Тоска становится выражением одиночества на фоне общего катастрофизма жизни, когда каждое ее явление воспринимается как конечное, финальное. Поэтому Бердяев писал: "У меня всегда была болезнь времени. Я всегда предвидел в воображении конец и не хотел приспособляться к процессу, который ведет к концу. Время есть тоска, неутомленность, смертоносность" [3.C.60]. В сознании людей конца XIX века появляется не просто ощущение конца эпохи, но и апокалиптичность времени: "Я... стала тоже замечать, и не только в воздухе, но и в душе... все какая-то тревога и предчувствие какое-то зловещее..."[6.C. 435]. Подобные настроения были присущи целой группе современников конца XIX - начала XX в., которые независимо от возраста имели сходные идеалы, устои, взгляды на мир: так, А.Белый писал: "В 1900-1901 году мы подошли к рубежу с твердым знанием, что рубеж - Рубикон, ибо сами мы были рубеж, выросший из недр конца века" [1.C.46]. ............ |